Найти в Дзене

Милитаризм и пацифизм в социологии: цена морального негодования


Появилась в сети книга «Война и общество» ирландского профессора С. Малешевича. Он показывает, что пацифистское представление о классиках социологии – Марксе, Дюркгейме и Вебере – было сформировано после Второй мировой войны под влиянием морального негодования по поводу всякой милитаристской мысли. Это негодование вызывало немедленный бойкот в академической среде всех исследователей, которые изучали войну как таковую, а не причину каких-то других явлений, и породило самоцензуру, что привело к исчезновению таких исследований совсем. Еще одно немаловажное следствие – милитаристская тенденция в работах калссиков социологии затушевывалась и последовательно игнорировалась. Только в наши дни эти штампы начинают преодолеваться.

В публичном же пространстве они господствуют безраздельно. Взгляды Эмиля Дюркгейма – идеал современной общественной мысли и те самые твердые позиции, на которых стоят современные патриотические писатели типа Маргариты Симонян. Идеи Дюркгейма следующие: человечество постепенно развивается в сторону уменьшения насилия; чем более развито общество, тем менее вероятна война; прогрессивные общества вообще не будут воевать между собой. Первая мировая война стала шоком для Дюркгейма, и ему пришлось корректировать свою теорию. Коррективы были следующие: единственное препятствие к прогрессу и миру – немецкий милитаризм, укорененный в особом немецком культурном духе. После Второй мировой войны эта идея была переформулирована с использованием термина «фашизм» – этот германский милитаристский дух породил фашизм, что и замедлило путь к прогрессу и всеобщему миру. В таком виде эта устаревшая концепция существует в современном российском обществе, где наследницей немецкого фашизма является фашистская же Украина. В основных своих смысловых узлах концепция не поменялась.

Малешевич показывает, что в конце XIX – начале ХХ века идеи немецких мыслителей в отношении войны были общим местом и не выделялись каким-то особым образом в европейской мысли.

Майкл Манн уже продемонстрировал на большом эмпирическом материале, что этнические чистки – не пережиток варварских времен, а результат распространения демократии и массового государства модерна. Малешевич обобщает результаты новых исследований, которые можно резюмировать словами Уильяма Самнера, чьи милитаристские идеи были высказаны сто лет назад и подверглись цензуре по той же схеме: «Человек в самом примитивном и нецивилизованном из известных нам состояний не ведет войну постоянно; он ее избегает. Его скорее можно охарактеризовать как мирное животное. Настоящая война возникает при столкновении более развитых обществ» (Sumner, 1911: 205).

Это к вопросу о том, возможно ли научное развитие, если всем внушить одинаковые правильные идеи, морально и этически безупречные. 
Милитаризм и пацифизм в социологии: цена морального негодования  Появилась в сети книга «Война и общество» ирландского профессора С. Малешевича.
2 минуты