Найти в Дзене

​Конец эпохи в зоопарке Уэно


​Эпоха «панда-дипломатии» между Японией и Китаем подходит к концу или, как минимум, ставится на длительную паузу.

​«Асахи» сообщает, что большие панды-близнецы из зоопарка Уэно — Сяо-Сяо и Лэй-Лэй — в конце января 2026 г. будут возвращены в Китай. Официальной причиной названо завершение сроков «аренды животных в исследовательских целях». Однако эксперты связывают это с заметным охлаждением японо-китайских отношений.

​Переговоры о предоставлении новых панд зашли в тупик, и велика вероятность, что Япония останется вовсе без этих зверей — символа, к которому японцы привыкли за последние 50 лет. В то время как с Японией диалог сворачивается, Пекин продолжает использовать панд для укрепления связей с другими странами. Например, Франция, с которой КНР налаживает отношения, в 2027 г. получит новую пару панд на 10 лет. Три панды обитают в Московском зоопарке: родители Диндин и Жуи приехали из Китая в 2019 г., а в 2023 г. появилась на свет их дочка Катюша.

​Нынешнее охлаждение японо-китайских отношений контрастирует с пандаманией, охватившей Японию полвека назад. В сентябре 1972 г. страна нормализовала дипломатические связи с КНР. В честь этого события Китай подарил (тогда еще их дарили, а не сдавали в аренду) зоопарку Уэно двух первых гигантских панд — Кан-Кана и Лан-Лан. Очереди в зоопарк растягивались на километры, люди стояли часами, чтобы хоть полминуты полюбоваться черно-белыми медведями. Панды стали поп-культурным феноменом, инспирировали волну товаров, игрушек и медиаконтента.

​На волне ажиотажа в 1972 и 1973 гг. были сняты анимационные фильмы «Панда большая и маленькая» (Panda Kopanda). Сценарий написал Хаяо Миядзаки, режиссировал Исао Такахата — будущие основатели Studio Ghibli. Папа-панда из этого аниме — огромный, круглый и улыбчивый — считается прямым прототипом Тоторо. А девочка Мимико перекочевала из проекта экранизации «Пеппи Длинныйчулок», отвергнутого Астрид Линдгрен на этапе сценария.

​Пандамания 1970-х плавно перетекла в общий интерес к Китаю в 1980-х. Япония была увлечена китайской эстетикой: фильмами о кунг-фу с Джеки Чаном, китайской кухней и т. д. Одной из вершин этого культурного сплава стали манга и аниме «Ранма ½», где Румико Такахаси объединила все штампы китайского бума. Действие завязывается на проклятых источниках, персонажи носят китайскую одежду, отец главного героя стал самым узнаваемым комедийным образом панды в аниме.

​И вот Уэно прощается с пандами. Япония дописывает главу истории, которая началась с восторженных очередей в 1972-м и подарила миру Папу-панду и Гэмму Саотомэ.

2 минуты