2716 подписчиков
pravoslavie.ru/...tmll
Друзья канала дали ссылку на статью от 2013 года "Причащаясь, мы даем обещание стать святыми" протоиерея Евгения Соколова.
Сам факт интереса к Евхаристию радует, но со многими высказанными идеями я либо не согласен, либо хотел дополнить.
Чаще всего наши священнослужители пребывали в мирском состоянии очень не долго или вообще не пребывали, уверовали, стали учиться и потом всю жизнь ведут за иконостасную жизнь в храме.
Внутренний мир и взаимоотношения с Богом при этом у мирян и священников чаще всего очень разные. Заиконостасное служение создает внутреннюю преграду в самих священниках и у мирян. Сам образ священника не вольно зачастую у мирян заставляет как бы находится в глазах Бога.
При этом что мы потеряли?
Я бы сказал - все. Мы потеряли Христа, Живого, Пребывающего с нами и в нас, во причастии Пребывающего и Своим Телом, Своей Душой и Духом. Мы выключили Христа из Активного Действующего Лица и наделили Христа некими священными энергиями, законами, которые неизбежно на нас действуют как действуют законы физикив нашем мире - без разбору на всех одинаково.
Такой одинаковый подход ко всем мирянам - жить по общим выработанным традиционно и зачастую неканоническими правилам, и конечно без Христа, ибо мы грешные и недостойные даже дерзнуть помышлять о том, что Христос в нас и мы ведем жизнь во Христе, имеет на нас мирян такой эффект, которого сами священники в виду отсутствия опыта жизни мирян даже не могут себе представить.
И вот мы живем два мира: мир мирян и мир священнослужителей, разделенных стеной иконостаса. Еще иконостас имеет психологическое влияние: как сцена с занавесом в театре. На сцене происходит спектакль, в зале стоят зрители. На священнослужителей это имеет тоже своего рода постоянное психологическое разделение. Тем более, если нет живой веры во Христа, ощущения и понимания самого ближайшего присутствия Христа.
Вот именно это хотелось написать прежде, чем высказаться по поводу статьи.
Статья написана в то время, когда документ Патриархии "Об участии верных в Евхаристии" еще не был принят.
Сегодня мы уже 10 лет живем как Наша Церковь соборно провозгласила (см. документ): Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.
К сожалению данный документ для подавляющего большинства неизвестен, как неизвестно и его содержание и та практическая жизнь христианина, которая может и должна вестись всеми нами православными христианами - причащаясь на каждой литургии и как можно чаще пребывать со Христом и во Христе и ощущать близость и действенность Христа.
Наша зацикленность на духовной симонии, или подготовке, когда мы должны непременно выполнить ряд действий, прежде чем подойдем к Чаше, не оставляет в нашем сердце места для Христа. Неприятность подготовки, сложность, сама даже мысль о том, что нужно опять снова готовиться, чтобы как осужденный наконец-то подойти к Чаше. И само причастие при этом вопринимается как необходимая повинность, экзикуция. Она порождает в нашей психике много неразрешимых проблем. И с таким тягостным причастием, у нас зачастую не остается места для Христа и мы даже стоя перед Чашей принуждаем себя говорить себе о наших грехах, и нет в нас места, чтобы не думать о себе любимых, а думать о Христе.
Вот мы сейчас стоим перед Самим Живым Христом! Христос нас привел к Себе! Открывает дверь в Царство, мы Это Царство Божие ощущаем! Христос нас удостаивает Своей Святости, нас недостойных делает достойными. И можно еще много чего писать - но лучше все это внимать и слушать на Литургии! Там так и говориться.
Литургия сама по себе и есть подготовка ко Причастию, и даже будучи не на всей Литургии, если Христос нас привел к Чаше, мы спокойно должны бы причащаться. Не испытывая никаких мук угрызения совести.
Видимо пройдет еще немало лет, прежде чем Христос во причастии не будет ограничен подготовкой, и раз человек уже в храме, все будут понимать, что человека привел Сам Христос сейчас и поэтому не может быть никаких "но".
Продолжение следует.
ХВ!
3 минуты
17 декабря