Найти в Дзене
57,3 тыс подписчиков

К вопросу об унитазах

Возможно, вы узнали это знаменитое произведение искусства, символ эпохи, купель мирового авангарда - "Унитаз
(писсуар) Дюшана".

Снаружи изваяние (фабричного, впрочем, производства) под кодовым названием "Фонтан", впервые выставленное на всеобщее музейное обозрение в апреле 1917-го года, кажется малопримечательным и даже смешным.

Действительно, при всем уважении к концептуальным арт-перфомансам с их призывом к "эстетизации обыденного", трудно вообразить, что унитаз способен нести какую-то художественную нагрузку.

Еще труднее представить себе коллекционеров, выкладывающих за копии "Фонтана" (оригинал утрачен) сотни тысяч долларов. Тем не менее желающие находились всегда. Максимальная ставка - 1 миллион 760 тысяч долларов. Столько заплатил греческий олигарх Даскалопулос.

Люди подкованные поспешат напомнить нам, что "Фонтан" - это в первую очередь пощечина общественному вкусу, попытка переосмысления роли художника-творца в мире массового потребления/производства и даже надругательство над самим образом "уникальной творческой личности". Вот смысловая нагрузка.

Пожалуй. Однако есть у этого предмета и второе дно. Если подойти к "Фонтану" поближе и посмотреть на него вооруженным глазом, станет ясно, что емкость до самых краев наполнена... кровью. Выяснится, что "белый друг" Дюшана был поднят на флаг движением дадаистов и выполнял роль белого флага, символизировал капитуляцию, полный паралич творческого сознания человечества; паралич, вызванный бессмысленной бойней, кошмаром Первой мировой империалистической войны.

Человек омерзителен. Человек, способный убивать себе подобных сотнями тысяч и миллионами, давить танками, травить газами, - хуже животных. Цилизация - ложь. Добродетель мертва. Разум проиграл. Все обречено. Вот какие тезисы отлил в фарфоре Марсель Дюшан.

Нельзя сказать, что году в 1918-м, после того, как просвещенные и непросвещенные французы, немцы, англичане, итальянцы, русские, американцы устали убивать друг друга; после эпидемий испанки и тифа, эти тезисы кому-то могли показаться высосанными из пальца.

Мотивами окончательной катастрофы, торжествующего абсурда, "непрожеванного крика" пронизана литература "Потерянного поколения". Коллективный побег от звероподобной реальности пытались организовать русские декаденты. Об этом и об их споре с марксистами-реалистами хорошо рассказывает Горький в последних главах "Клима Самгина".

И тем не менее. Тем не менее. Каким-то невероятным образом человечеству все же удалось выкарабкаться из "Фонтана". Удалось - несмотря на Освенцим, Вьетнам, Хиросиму - опять задрать голову и устремить взгляд на звездное небо. Чтобы услышать оттуда:

- Я вижу Землю! Она так прекрасна!

Рискну предположить, произошло это потому, что 1917-й год навсегда вошел в историю человечества не только благодаря унитазу Дюшана.
2 минуты
341 читали