Найти в Дзене
65 подписчиков

«Евгений Онегин» с диагнозом


Тут вышла интересная статья о том, что школьникам сложно читать классику без …психолога.

Издательство «МИФ» выпустило необычное издание «Евгений Онегин. Роман с разбором психолога и литературоведа». В нем представлены два типа комментариев: литературоведческие (историк литературы Полина Бояркина) и психологические (психолог Елизавета Зубова), предназначенных прежде всего для подростков.

Литературоведческие комментарии призваны объяснить исторический и культурный контекст эпохи, скрытые отсылки (например, к декабристам), работу Пушкина над текстом, и тем самым сократить разрыв между современным читателем и классическим произведением. Это доступная альтернатива академическим комментариям, вроде лотмановских.
Психологические комментарии отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у современного читателя о мотивах и эмоциях героев, интерпретируя их поступки через призму современной психологии. Например, Онегин анализируется как личность с нарциссической травмой и проблемами с привязанностью, а состояние Татьяны связывается с контекстом материнской депрессии.

По мнению авторов комментариев, классический текст становится всё менее понятным не только из-за устаревших слов, но и из-за непонятной логики и чувств персонажей. В комментариях предлагаются новые трактовки героев с психологической точки зрения: Онегин (неспособность любить из-за травм детства), Татьяна (черты депрессивности), Ленский и Онегин (психология дуэли как попытка Онегина «убить» в другом свою детскую наивность и надежду на отношения).
Авторы говорят, что хотят помочь читателю увидеть в «застывшем памятнике» классики живых людей, сложные характеры и актуальные психологические проблемы, а также приблизиться к пониманию самого Пушкина как личности.

Сначала я задала себе вопрос: а зачем это вообще надо? Когда к художественному тексту применяют современные психологические термины, это иногда выглядит так, будто ставят диагноз по описанию в романе, хотя литературоведческий анализ уже помогает осмыслить поступки и действия героев, дает контекст.

А потом я задумалась. Ведь подростки сейчас живут в эпоху, когда разговоры о чувствах, мотивах поведения и психическом состоянии стали более открытыми. И такой необычный подход позволяет школьникам эмоционально глубже соприкоснуться с текстом. Подростки учатся не только читать, но и задавать вопросы.
В этом контексте необычное издание выглядит логичным и, наверное, действительно может быть полезным. Этакий новый инструмент входа в текст. Но только не превратится ли чтение книг с психологическими комментариями в погоню за установкой диагнозов героям вместо погружения в книгу, понимания их действий и поступков?
Учитывая, что мы все любим ставить «диагнозы» героям в книгах, мне даже стало интересно самой почитать такие психологические комментарии. В качестве опыта это интересно. Но надо учитывать, что у меня уже сложилась своя система мировоззрения, есть свои психологические установки и критическое мышление. Но вот есть ли все это у подростков?

Нужны ли такие книги? Не знаю. Мне кажется, это интересный опыт. Ведь это переходный мост между классикой и личным опытом. Вот только этот мост должен быть выстроен аккуратно. Подросток не должен зацикливаться на «диагнозе», а должен идти дальше: к тексту, смыслам и вопросам, на которые нет одного правильного ответа. Вот в этом и кроется главная задача (или правильнее сказать вызов) для такого издания.

P.S: А пока я пойду и посмотрю комментарии психолога. Все-таки сила любопытства — великая вещь.

#новинки #пушкин
«Евгений Онегин» с диагнозом  Тут вышла интересная статья о том, что школьникам сложно читать классику без …психолога.  Издательство «МИФ» выпустило необычное издание «Евгений Онегин.
2 минуты