3590 подписчиков
Эмир Бухарский Алим-Хан, собственной персоной (на фото). Барон Стёкль и Аляска. И при чем здесь Михаил Фрунзе.
Исторический коктейль.
Из воспоминаний баронессы Агнесс фон Стёкль (1874 -1968), подруги (ой, простите, фрейлины) великой княгини Марии Георгиевны (супруги великого князя Георгия Михайловича) о первом императорском бале в Ливадии, когда, по ее замечанию, светский «Крым проснулся»:
«Среди гостей был бухарский эмир. Он сидел, взирая на происходящее, как Будда, не произнося ни слова и не двигаясь ни на дюйм. В одной руке он держал свою саблю, а в другой - большой букет цветов. Внезапно принц Христо подлетел ко мне, я стояла с большим кругом друзей, и закричал: "Эмир слишком волнуется!" Конечно, мы все спросили: "Почему?" "Он переложил букет и саблю из одной руки в другую", - сказал он».
Ах, как жаль, что на этом фото (первое) из альбома фрейлины эмир без букета цветов 😉
***
Кстати, барон Эдуард Стёкль, отец супруга мемуаристки-фрейлины Агнессы фон Стёкль (супруг - барон Александр Эдуардович Стёкль), занимался продажей Аляски!..
Тема, вызывающая любопытство и сегодня. Дела давно минувших дней?
Эдуард Андреевич фон Стёкль (немецкое написание имени-фамилии — Eduard von Stoeckl или Stoeckle — Штёкль, 1804, Константинополь, Османская империя — 26 января 1892, Париж) — российский дипломат, тайный советник.
Дальше о бароне и истории продажи Аляски из открытых источников:
«Переговоры об Аляске проходили в обстановке, когда на эти земли предъявляла претензии Великобритания, незадолго до того победившая Россию в Крымской войне, тем более, что британский доминион Канада непосредственно граничил с Аляской.
Стекль подписал договор об Аляске в марте 1867 г. В знак признательности Александр II пожаловал ему Орден Белого Орла, единовременное вознаграждение в 25 000 рублей и пожизненную пенсию в 6 000 рублей ежегодно. Столь высокая награда была оправдана не только щекотливостью миссии, но и последующими «моральными издержками» — в 1869 Стекль вышел в отставку «по состоянию здоровья», но фактически — из-за своей крайней непопулярности и слухами о своём подкупе со стороны американцев».
Ну, похоже, в опалу императорской семье барон Стекль все-таки не впал. Отставка была скорее «данью» общественному мнению или «благородный жест» сановника высокого ранга. Это тоже важно - для общества прежде всего. Мораль должна жить. Как и честь.
История не знает сослагательных наклонений. Было, как было, как осталось в документах.
***
Такие вот неожиданные пересечение и яркие сполохи ожившей истории России. А всего-то одно фото эмира Бухарского. К слову, последнего эмира Бухарского.
Дальше, после бала в Ливадии были революции, потрясения, отставки, интриги сильных мира сего. Отречение от престола российского императора. И, после долгих мучительных раздумий, отказ эмира Бухарского от российского протектората по договору 1873 г.
Потом последовал «раскол элит», раскол общества. Результат - восстания в эмирате.
Ну, и:
«1920 году на помощь бухарскому народу пришла Красная Армия во главе с Михаилом Фрунзе. В августе 1920 года Бухара пала, а Алим-Хан вместе со своими женами, наложницами, визирями и остатком армии сбежал в восточную часть эмирата, которую не контролировали большевики».
Эмир бежал, долго и тихо жил в Кабуле.
…Умер Алим-Хан в 1944 году, почти полностью ослепший в окружении детей и внуков.
Его потомство на сегодня составляет порядка 500 человек, которые расселились очень широко — в Афганистане, Пакистане, Турции, Иране и США.
Так «волновался» ли Эмир на том крымском балу?.. Думаю, нет. Восток дело тонкое.
***
Цветное фото: Сайид Мир Мухаммад Алим-хан, последний эмир Бухарский, сфотографированный в оригинальном цвете Сергеем Прокудиным-Горским в 1911 году.
Групповое фото: Эмир Бухарский (в центре) в кругу своих российских (пока еще) друзей и союзников.
3 минуты
12 декабря 2025