78 подписчиков
Выскажусь о вчерашнем выпуске передачи "Захар плюс".
Лёгкое (на самом деле, тяжёлое) недоумение вызвали высказывания Алексея Шмелёва. Причём, все. 1) По сути, Алексей заклеймил тысячи и десятки тысяч поэтов разного уровня, определив их в графоманы. Как следствие, Алексей поставил под сомнение саму возможность высказывания поэтов (или, по его мнению, так называемых поэтов), которые не соответствуют его высоким критериям и которые не заслуживают права называться поэтами. Чтобы доказать, что спикер в данном случае не прав, приведу аналогию. В футболе уровня Пеле и Марадоны не может достигнуть практически никто десятилетиями, как не старайся. Однако футболом (баскетболом, хоккеем, теннисом) профессионально занимаются по всему миру сотни тысяч людей. И они счастливы заниматься любимым делом, хотя и каждый из них осознаёт, что он ни разу не Пеле. И даже кому-то порой удаётся приблизиться к заоблачно высокому уровню небожителей. 2) Алексей категоричным тоном попытался отменить сюжетность в поэзии. Я уж не буду вспоминать Высоцкого, который целиком и полностью строил свои поэтические высказывания в виде новелл или миниспектаклей, а куда деваться и куда девать Рубцова, Твардовского, Андрея Добрынина, моего любимого Бунина, который принципиально в поэзии высказывался с минимальной образностью и метафоричностью, поэта Валентина Катаева куда девать, да собственно, Шубина тоже? По-моему, в данном случае мы имеем дело с навязыванием критериев и оценок. 3) Высказывание Алексея: после пятидесяти сохранил возможность творить в поэзии только один человек. Не важно, что на самом деле это совсем не так, важно, что миллионы людей достигших этого возраста (вот вам дались эти 50 лет) в одну секунду оказались списанными в утиль в творческом плане. Я с этим высказыванием категорически не согласен - в пятьдесят лет у кого-то творческая жизнь только начинается. 4) Алексей ругался словом "летописец". Это вообще недопустимо: авторы "Слова о полку Игореве", "Задонщины", "Сказания об Азове" были такими поэтами, что Алексею даже и не снилось. И вообще, те кто ищет, тот в летописях и в хрониках находит просто невиданные образцы чистейшей поэзии, в самом буквальном смысле этих слов. В этой связи вспоминается ярлык, который Мережковский пытался навесить на Бунина, называя его "бытописателем". Однако Бунин жив и ещё пятьсот лет проживёт, особенно после того, как осыплется шелуха "Окаянных дней", чего нельзя сказать о Мережковском. В финале я хочу позволить себе безобидную и беззлобную шпильку в адрес Алексея Шмелёва. Он сочиняет мелодии. Это хорошо, пусть сочиняет. Иногда у него получается что-то интересное. Но до Антонио Карлоса Жобима и до Джимми Пейджа из "Лед Зеппелин" Алексею так же далеко, как одному моему знакомому - нападающему из футбольной команды "Дон" Новомосковск до Пеле.
2 минуты
11 декабря