Найти в Дзене

Как понять, что у ребёнка нарушены дыхание, жевание, глотание и прикус ?


Ранняя диагностика функций рта — ключ к нормальному речевому развитию.
Если дыхание, жевание или глотание нарушены, логопедическая работа становится гораздо сложнее, а некоторые звуки могут не появляться годами.

1. Как понять, что нарушено глотание

Нормальное глотание происходит тихо, гладко, с единственным движением — подъязычной мышцы.

Если же вы видите:

- движение щёк, губ, носа, подбородка;

- «хлюпанье» мышц лица при глотке;

- напряжение подбородка;

- язык уходит между зубами во время глотка;

- ребёнку трудно проглотить слюну, когда вы слегка придерживаете его щёки,

- это детский тип глотания, который напрямую влияет на прикус, звукопроизношение и даже дыхание.

2. Как понять, что нарушено дыхание

Достаточно понаблюдать за ребёнком в течение дня.

Тревожные признаки:

- рот приоткрыт во сне, за столом, в игре;

- ребёнок дышит ртом при письме, рисовании, просмотре мультиков;

- губы не удерживаются сомкнутыми;

- ребёнку сложно удерживать воду во рту 30–60 секунд;

- вода подтекает между губами → слабая круговая мышца рта.

Ребёнок в норме всегда дышит носом.
Приоткрытый рот уже признак функционального нарушения.

3. Как понять, что нарушено жевание

Обратите внимание:

- ребёнок ест слишком быстро или слишком медленно;

- предпочитает только мягкую пищу, избегает плотных текстур;

- жует с открытым ртом;

- жуёт только на одной стороне;

- не может откусить целое яблоко нормально;

- при проверке пережёвывания — шкурка яблока остаётся нетронутой.

Это говорит о слабой работе языка, щёк и губ — а значит, о риске нарушения прикуса и задержки речи.

4. Как увидеть нарушение прикуса дома

Попросите ребёнка:

- сомкнуть зубы так, как он делает это обычно;

- проглотить слюну и сразу улыбнуться.

Обратите внимание:

- верхние зубы чрезмерно перекрывают нижние;

- нижняя челюсть выдвигается вперёд или сильно уходит назад;

- смещена центральная линия;

- зубы перекрываются «непарно»;

- между зубами нет промежутков в молочном прикусе (а должны быть!);

- нёбо высокое, узкое;

- выражены складочки за верхними зубами → язык не живёт в куполе нёба.

Любое отклонение от нормы — повод посмотреться у ортодонта.

5. Как понять, что страдает речевая функция

По возрасту:

до 3 лет: П, Б, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х + все гласные;

к 3 годам: С, З, Ц;

к 4–4,5 годам: Ш, Ж, Ч, Щ;

к 5,5–6,5 годам: Р, Л.

Красные флаги

межзубное произнесение любых звуков;

напряжённый подбородок при речи;

отсутствие свистящих после 3,5–4 лет;

«ленивый» язык, который постоянно лежит между зубами.

Родителям

Эти признаки легко заметить дома — и они много говорят о будущем речевого развития.
Функции дыхания, жевания и глотания напрямую связаны с качеством речи и прикусом.
Чем раньше вы обращаете внимание — тем проще скорректировать.

Специалистам

Диагностика орофациальных функций — обязательная часть обследования.
Правильный прикус и дыхание становятся опорой для постановки звуков, работы над артикуляцией и запуска речи.
Включайте в диагностику наблюдение, функциональные пробы и оценку тонуса губ, языка и щёк.

Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей»

Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек.

И напоминаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек:
«Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи.

Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно
Как понять, что у ребёнка нарушены дыхание, жевание, глотание и прикус ?  Ранняя диагностика функций рта — ключ к нормальному речевому развитию.
2 минуты