506 подписчиков
Как понять, что у ребёнка нарушены дыхание, жевание, глотание и прикус ?
Ранняя диагностика функций рта — ключ к нормальному речевому развитию.
Если дыхание, жевание или глотание нарушены, логопедическая работа становится гораздо сложнее, а некоторые звуки могут не появляться годами.
1. Как понять, что нарушено глотание
Нормальное глотание происходит тихо, гладко, с единственным движением — подъязычной мышцы.
Если же вы видите:
- движение щёк, губ, носа, подбородка;
- «хлюпанье» мышц лица при глотке;
- напряжение подбородка;
- язык уходит между зубами во время глотка;
- ребёнку трудно проглотить слюну, когда вы слегка придерживаете его щёки,
- это детский тип глотания, который напрямую влияет на прикус, звукопроизношение и даже дыхание.
2. Как понять, что нарушено дыхание
Достаточно понаблюдать за ребёнком в течение дня.
Тревожные признаки:
- рот приоткрыт во сне, за столом, в игре;
- ребёнок дышит ртом при письме, рисовании, просмотре мультиков;
- губы не удерживаются сомкнутыми;
- ребёнку сложно удерживать воду во рту 30–60 секунд;
- вода подтекает между губами → слабая круговая мышца рта.
Ребёнок в норме всегда дышит носом.
Приоткрытый рот уже признак функционального нарушения.
3. Как понять, что нарушено жевание
Обратите внимание:
- ребёнок ест слишком быстро или слишком медленно;
- предпочитает только мягкую пищу, избегает плотных текстур;
- жует с открытым ртом;
- жуёт только на одной стороне;
- не может откусить целое яблоко нормально;
- при проверке пережёвывания — шкурка яблока остаётся нетронутой.
Это говорит о слабой работе языка, щёк и губ — а значит, о риске нарушения прикуса и задержки речи.
4. Как увидеть нарушение прикуса дома
Попросите ребёнка:
- сомкнуть зубы так, как он делает это обычно;
- проглотить слюну и сразу улыбнуться.
Обратите внимание:
- верхние зубы чрезмерно перекрывают нижние;
- нижняя челюсть выдвигается вперёд или сильно уходит назад;
- смещена центральная линия;
- зубы перекрываются «непарно»;
- между зубами нет промежутков в молочном прикусе (а должны быть!);
- нёбо высокое, узкое;
- выражены складочки за верхними зубами → язык не живёт в куполе нёба.
Любое отклонение от нормы — повод посмотреться у ортодонта.
5. Как понять, что страдает речевая функция
По возрасту:
до 3 лет: П, Б, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х + все гласные;
к 3 годам: С, З, Ц;
к 4–4,5 годам: Ш, Ж, Ч, Щ;
к 5,5–6,5 годам: Р, Л.
Красные флаги
межзубное произнесение любых звуков;
напряжённый подбородок при речи;
отсутствие свистящих после 3,5–4 лет;
«ленивый» язык, который постоянно лежит между зубами.
Родителям
Эти признаки легко заметить дома — и они много говорят о будущем речевого развития.
Функции дыхания, жевания и глотания напрямую связаны с качеством речи и прикусом.
Чем раньше вы обращаете внимание — тем проще скорректировать.
Специалистам
Диагностика орофациальных функций — обязательная часть обследования.
Правильный прикус и дыхание становятся опорой для постановки звуков, работы над артикуляцией и запуска речи.
Включайте в диагностику наблюдение, функциональные пробы и оценку тонуса губ, языка и щёк.
Подробнее о мини-курсе «Миофункциональная коррекция. Версия для родителей»
Домашняя программа по дыханию, языку, жеванию и коррекции вредных привычек.
И напоминаем о том, что весной 2025 года мы с Евгенией записали большой практикоориентированный курс для специалистов, который ежемесячно проходят более 100 человек:
«Миофункциональная коррекция PRO», курс в записи.
Получить более подробную информацию обо всех моих курсах и вебинарах можно
2 минуты
10 декабря