Найти в Дзене

В 1990-е годы в Россию хлынули два потока: деньги и дискурс. Оба они были критически осмыслены в проектах дуэта Дубосарский&Виноградов.


В это время художники придумали концептуальный проект: создавать картины для воображаемого заказчика, идеально выражающего дух эпохи. Zeitgeist тогда определяли во многом хозяева жизни, «новые русские», их незамысловатые вкусы и стали воплощать в живописи Дубосарский и Виноградов. Золотая осень, девушки с обложек пикантных журналов, Арнольд Шварцнеггер на Красной площади, крутые бизнесмены — все эти желанные элементы художники выкручивали до гротеска, превращая в вырвиглазный китч.

Подобный приём сродни стратегии Ильи Кабакова: в СССР, когда заказчиком было государство, он придумал себе персонажа, «детского иллюстратора средней руки», от его лица и выполнял заказы. Был безумно успешен. В 1990-е же заказчик сменился, но приём делегирования коммерческих работ персонажу остался — именно Дубосарский и Виноградов смогли создать определяющий для 90-х концептуальный проект. Симптоматично и то, что не все считали иронию и гипертрофированные образы могли восприниматься абсолютно серьёзно.

Но это то, что касается денег. В 1994 году Дубосарский&Виноградов пишут картину «с» — критическое произведение, направленное уже не вовне, но внутрь арт-тусовки. Золотая осень, береза, символ России, а на ней выцарапано ножиком «Derida». В 90-е увлечение философией постструктурализма было знаком принадлежности к писку интеллектуальной моды. Сложно найти колонку арт-критика тех лет, в которой не были бы упомянуты мимоходом Барт, Фуко, Делез или Деррида. Порой это было уместно, но чаще нетно чаще — нет. Дубосарский и Виноградов визуализируют и буквализируют топорную экстраполяцию современной философии на российский контекст. Топорность подчеркивает и намеренная ошибка в написании фамилии философа.

Именно работа «Деррида» является признаком художественного остроумия и, что очень важно, самоиронии Дубосарского и Виноградова: одно дело критиковать заказчиков, а совсем другое — родную тусовку!

Увидеть эту и другие знаковые для российского современного искусства работы можно на выставке «Фундаментальный лексикон» в МАММ.
В 1990-е годы в Россию хлынули два потока: деньги и дискурс. Оба они были критически осмыслены в проектах дуэта Дубосарский&Виноградов.
1 минута