5 подписчиков
Работа реставратора чаще всего начинается с удаления поверхностных загрязнений: пыли, копоти, грязи.
Бумага — пористый материал, который в зависимости от сорта по-разному вбирает загрязнения: пыль и грязь оседают не только на поверхности, но и проникают внутрь пор, откуда их очень сложно удалить. Например, меловые бумаги мелкопористые, а верже — крупнопористые.
Для удаления таких загрязнений используют резиновую крошку из мягкой белой карандашной резинки: мастер работает легкими круговыми движениями, без нажима.
Наиболее загрязненные участки листов очищают с помощью ластиков. В реставрации используются разные ластики: мягкие и жесткие, тестообразная клячка и ластик-карандаш.
Выбор ластика зависит от степени и характера загрязнений и фактуры основы. Например, клячка хорошо подойдет для графического материала (угля, пастели, графита). Она не размазывает рисунок в отличие от обычного ластика.
Для более интенсивных загрязнений и менее рыхлой основы применяют ластик с добавлением песка, а ластик-карандаш позволяет очищать пространства между буквами подписи или владельческой надписи.
На картинке к посту реставрация литографии 1855 года с применением метода очистки листа резиновой крошкой. Видео реставрации →
1 минута
11 декабря