Найти в Дзене

Доставка еды за 15 минут: мечты VS реальность


Про экономику сверхбыстрой доставки и ее тупики рассказал Сергей Спиро, сооснователь и CEO «Чиббис»:

➡️ Вписать себестоимость доставки в маржу — невозможно

Средняя маржинальность доставки еды из ресторанов составляет 60%, а у продуктовых заказов и того меньше — в лучшем случае 30%. Это значит, что с заказа в 1000 рублей условный ресторан получает 600 рублей, а магазин — всего 300. В эту сумму должно уместиться всё: себестоимость еды, аренда, зарплаты поваров и администраторов, IT, налоги, прибыль и работа курьера, которая, очевидно, не всегда может вписаться.

Реальная себестоимость одной доставки в формате 30–45 минут составляет 300–500 рублей. Если мы хотим уложиться в 15 минут, стоимость взлетает до 500–1000 рублей в зависимости от города, времени, дня недели и погоды за окном.

❗️Возникает абсурдная ситуация: чтобы доставить заказ за 1000 рублей, нужно потратить на доставку еще 1000. Готовы ли на это клиенты? Нет.

Согласно нашим опросам, лишь около 1% пользователей согласны платить за скорость 300‑400 рублей. А если доставка будет стоить еще дороже, то таких клиентов будет в разы меньше (0,1%).

➡️ Где может выжить быстрая доставка?

Быстрая доставка становится экономически оправданной только при одновременном выполнении двух условий.

🔸Крупный средний чек заказа. Для еды из ресторанов — от 5000 рублей, для продуктов — от 10000 рублей.

🔸Ограниченный ассортимент: готовые товары, полуфабрикаты высокой степени готовности или еда, которую нужно только разогреть. Но даже в этом случае экономика остается на грани: в стандартный заказ на 1000 рублей невозможно заложить реальную стоимость экспресс‑доставки.

➡️ Почему масштаб не помогает, а вредит?

Чем больше заказов, тем выше издержки на каждый заказ:

- нужно всё больше курьеров — их «не напечатать» по требованию;
- логистика усложняется в геометрической прогрессии;
- IT‑системы и алгоритмы требуют постоянной дорогой оптимизации;
- нагрузка на кухни и склады растёт, вызывая хаос и ошибки.

Эффект масштаба в доставке работает в обратную сторону — чем больше надо сделать доставок, тем сложнее и дороже каждая доставка.

➡️ Может ли доставка за 15 минут случиться в будущем? Да, но…

Реализация этой модели станет возможной только при условии технологических и инфраструктурных прорывов, которые кардинально изменят сам подход к логистике:

- Дроны или летающие курьеры
- Сверхбыстрая готовка или суперкомпактный склад
- Плотная сеть пунктов выдачи

❗️Вывод: устойчивость — в балансе, а не в скорости

Вся доставка за 15 минут — это как одна затянувшаяся пиар‑акция, которая подошла к концу.

Быстрая доставка за 15 минут — яркий пример: это услуга, которую все хотят, но почти никто не готов оплачивать по ее реальной стоимости. А значит, это не устойчивая бизнес‑модель, а воронка для сжигания инвестиций. Текущая реальность: выбор между скоростью и стоимостью.

На сегодня существуют две устойчивые модели:

- Первая — бесплатная доставка в течение 1‑2 часов (выбор 80% клиентов).
- Вторая — платная ускоренная доставка за 200–300 рублей за 30‑45 минут (премиум‑опция для 10‑20% пользователей).

Устойчивая бизнес‑модель строится не на гонке за недостижимыми показателями, а на поиске разумного компромисса.

👉 Источник: htsecrets.tbank.ru/...ste Т-Бизнес секреты
Доставка еды за 15 минут: мечты VS реальность  Про экономику сверхбыстрой доставки и ее тупики рассказал Сергей Спиро, сооснователь и CEO «Чиббис»:  ➡️ Вписать себестоимость доставки в маржу —...
2 минуты