Найти в Дзене
592 подписчика

Между Россией и США есть неурегулированный вопрос о разграничении морских пространств в Тихом океане.


В русско-американской конвенции 1867 г. об уступке Аляски была обозначена линия, отделяющая передаваемые в пользу США земли. Однако в 1867 г. в международном праве не было «исключительных экономических зон» и «континентального шельфа». Эти понятия появились в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., когда ширина исключительной экономической зоны была установлена в 200 морских миль. При ширине Берингова пролива всего в 86 км разграничение зон интересов СССР и США, очевидно, требовало отдельного соглашения.

Такое соглашение было подписано «1» июня 1990 г. министром иностранных дел СССР Шеварднадзе и госсекретарём США Бейкером. В результате к юрисдикции СССР отошло 6.6 тыс. кв. км; к США – 77.4 тыс. кв. км. В американской зоне оказались и перспективные нефтегазовые месторождения «Наваринское» и «Алеутское». В послании президента США Сенату отмечалось, что соглашение полностью соответствует интересам США, «подводит под юрисдикцию США около 70% площади Берингова моря» и «даёт дополнительно 13 200 кв. морских миль… по равнению с самым благоприятным разграничением по линии равного отстояния».

В России, как не сложно догадаться, соглашение Шеварнадзе-Бейкера много лет подвергается критике. По данным Счётной палаты, Россия несёт миллиардные убытки от утраты права на рыбный промысел в переданных акваториях. ГосДума и Совет Федерации не раз ставили под сомнение соответствие соглашения национальным интересам России.

Но есть нюанс: соглашение требует ратификации. Если США ратифицировали документ ещё «16» сентября 1991 г., то Россия не сделала этого до сих пор – то есть в официальную силу документ не вступил. C «15» июня 1990 г. соглашение исполняется нашей страной добровольно, на временной основе. А всё временное рано или поздно заканчивается.

Добавим, что описанная соглашением Шеварнадзе-Бейкера линия разграничения районов континентального шельфа – самая протяжённая в мире. А значит, у России есть для североамериканских «партнёров» ОЧЕНЬ большой камушек за пазухой.
Между Россией и США есть неурегулированный вопрос о разграничении морских пространств в Тихом океане.  В русско-американской конвенции 1867 г.
1 минута