170 подписчиков
Два праздника света. Ханука и Рождество: неожиданные параллели.
Ханука — Маккавеи
Вопреки всем ожиданиям, эта небольшая группа еврейских партизан победила сирийско-греческую армию царя могущественной державы Империи Селевкидов Антиоха IV, что и современники и потомки расценивали не иначе как чудо. Это позволило выжить иудаизму и в итоге явить Миру Мессию.
Рождество — Мессия
Иисус сверхъестественным образом спасся от смерти, вынесенной Ему Иродом и всем мальчикам его возраста, когда в Земле Израильской стала распространяться весть о рождении Мессии.
Ханука — Эпифан
Антиох сам себе присвоил титул Эпифан («явленный Бог») —утверждая, по сути, что он бог во плоти. Но за глаза люди называли его Эпиманом, что означает «сумасшедший».
Рождество — Эммануил
Иисус же действительно был Богом во плоти: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Исаия 7:14). Как и у Антиоха, у Него было два имени: Иешуа («ЯХВЕ спасение») и Эммануил («с нами Бог»). Но в отличие от Антиоха, ни одно из этих имён не было самопровозглашённым. И как два имени царя Соломона (2 Царств 12:24–25), одно было Его именем в повседневном употреблении, другое (никогда не употреблявшееся иным образом) отражало то, кем Он являлся.
Ханука — очищение храма
Антиох осквернил Иерусалимский Храм, принеся в жертву на алтаре свинью. После изгнания его войск из Иерусалима Маккавеям пришлось очищать Храм, чтобы его можно было снова использовать для поклонения Богу. По записанному в Талмуде преданию, хотя Храм был очищен и заново освящён для служения, у священников не было запаса церемониально чистого масла для храмовой меноры (которая должна была гореть непрерывно). Того небольшого количества, что удалось найти, могло хватить не больше, чем на один день. А чтобы сделать новое, требовалось целых восемь дней. Но Бог совершил чудо, сверхъестественным образом поддерживая горение масла в течение недели, пока не приготовили новое.
Но подлинной основой этого праздника является вовсе не чудо меноры, а чудо победы Маккавеев над во много раз превосходящим противником, выживание еврейской веры и возможность снова беспрепятственно поклоняться Богу Израиля.
Рождество — завершение строительства храма
Иисус пришёл в мир, чтобы очистить наши сердца и сделать нас самих храмом, в котором поклоняются Богу: «Мы – храм Бога живого; как сказал Бог: «Я вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом»» (2 Кор 6:16). Его жертва очищает то, что было осквернено: «То кольми паче кровь Мессии, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евреям 9:14). Однако, подобно тому как в древнем Храме для горения священной меноры нужно было специальное масло, нам, даже когда мы уже очищены жертвой Иисуса, нужна духовная сила, чтобы жить жизнью, угодной Богу. Он дает её нам сверхъестественным образом, через Свой Дух: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Празднуя Рождество, мы вспоминаем начало пути Иисуса к Его победе над грехом и тьмой.
Ханука — Свет Меноры
В Хануку в домах зажигают специальную ханукальную менору (также называемую ханукией), светильник из девяти свечей. Восемь из них символизируют число дней чудесного горения храмовой меноры, а девятая — это шамаш или «свеча-служка», которую зажигают самой первой, и только от неё или ею зажигают все остальные свечи в ханукии.
Рождество — Свет Мессии
Иисус пришёл в этот мир, чтобы послужить людям; Он утверждал, что является «светом миру», и даёт Свой свет всем, кто жаждет его получить: «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:45). «Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12)
3 минуты
15 декабря