592 подписчика
У Третьего Рейха было два фюрера. «29» апреля 1945 г. в своём политическом завещании Гитлер назначил рейхспрезидентом и верховным главнокомандующим гросс-адмирала Карла Деница, который на протяжении большей части войны командовал подводным флотом. После подписания Германией капитуляции Дениц оказался в плену у американцев, а «20» ноября предстал перед Международным Военным Трибуналом в Нюрнберге. Но среди всех осуждённых высших руководителей Третьего Рейха Дениц получил минимальное наказание: всего 10 лет тюрьмы.
Среди прочих Деницу было предъявлено обвинение в ведении неограниченной подводной войны и запрете на спасение экипажей и пассажиров потопленных судов противника. В контексте международных соглашений такой приказ трактовался как прямое нарушение законов и обычаев морской войны. Однако Дениц в своей защите ссылался на «принципы взаимности», указывая, что военно-морские силы США в Тихом океане тоже вели неограниченную подводную войну против Японии. Это подтвердил главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Честер Нимиц в своих показаниях: «Как правило, американские субмарины не занимались спасением моряков с вражеских кораблей, если при этом корабли подвергались ненужному или дополнительному риску или если субмарины для этого вынуждены были отвлечься от выполнения боевого приказа». В итоге в приговор Деницу была внесена формулировка: «Трибунал принимает к сведению обстоятельства, подтверждающие, что практика неограниченных действий против торговых судов применялась не только Германией, но и другими воюющими сторонами».
Считается, что приговор Деницу оказал влияние на последующие судебные процессы над военными и политическими лидерами, обвиняемыми в нарушении законов войны и преступлениях против человечности. Дело Деница часто приводят как пример того, что международное право не может сводиться к формуле «око за око»: если и одна, и другая сторона ведут неограниченную подводную войну, это ещё не означает взаимной легитимности нарушений.
1 минута
3 декабря