Найти в Дзене
915 подписчиков

ВЫСШИЙ БАЛЛ НА ЕГЭ - ЭТО СТИЛЬ


Можно ли в ваших сочинениях использовать метафоры? Можно ли мыслить вольно и парить над облаками построенных воздушных замок или обуздать свою птицу вдохновения и осуществлять подготовку письменной работы (сочинения) с использованием сухого, невыразительного стиля изложения при условии неукоснительного соблюдения всех установленных формальных критериев и требований?

Давайте посмотрим на несколько советов от Дмитрия Сергеевича и сразу переложим их на наши сочинения. Это просто золотые слова, золотые правила:

1. У нас часто говорят о том, что научные работы и учебники пишутся сухим языком, изобилуют канцелярскими оборотами. Особенно в этом отношении «достается» работам по литературоведению и истории. И по большей части эти упреки справедливы. Справедливы, но не очень конкретны. <...> Язык художественной литературы образен, но с точки зрения ученого неточен. Наука требует однозначности <...> Художественный образ [наши с вами метафоры, образы, сравнения, которые просто неуместны в литературоведческих работах - а именно их мы и пишем!] и шутка <...> важны в научно-популярной работе.

!!! В научной работе образность и остроты допустимы только в качестве некоего дивертисмента. По природе своей научный язык резко отличен от языка художественной литературы. Он требует точности выражения, максимальной краткости, строгой логичности, отрицает всякие «домысливания»!!! .

2. Язык научной работы должен быть «незаметен». Если читатель прочтет научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана, – значит, она написана хорошо.

3. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нем часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем ее максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений.

4. Главное – надо стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. <...> Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше.

5. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно: <...> если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять.

6. Ритмичность и легкочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко.

7. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переход от фразы к фразе были легкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений «в последнем случае», «как выше сказано» и прочее.

8. Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, красивости в нем недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
ВЫСШИЙ БАЛЛ НА ЕГЭ - ЭТО СТИЛЬ  Можно ли в ваших сочинениях использовать метафоры?
2 минуты