Найти в Дзене

Знаменитая гроза, разразившаяся в Петербурге в ночь перед открытием Александровской колонны.Раев изобразил знаменитую грозу, разразившуюся в Петербурге в ночь перед открытием Александровской колонны — памятника Александру I.


Сейчас мы с вами поговорим о дополнительных материалах и картинах, которые были представлены на выставке и до декабря разберемся (хотя бы на время с Фридрихом. А там перейдем на новые выставки)

Особенности композиции:
Грозовые разряды выхватывают из окружающей ночной тьмы ствол колонны и задрапированные рельефы на её цоколе.
С графической чёткостью выявляют силуэт венчающей скульптуры — ангела.

Контраст между яркими всполохами и молчаливой строгостью тёмной фигуры ангела — основа сюжетной драматургии картины, придающей всей сцене метафорический подтекст.
Раев вспоминал, что накануне открытия колонны ночью была сильная гроза: молния ежеминутно озаряла весь Петербург, гром гремел без умолку.
Вы можете найти множество воспоминаний из дневников: какое влияние ЭТА гроза оказала на умы художников, поэтов и писателей) всё небо задернулось громовыми тучами, наконец запылала гроза; молнии за молниями, зажигаясь в тысяче местах, как будто стояли над городом, <...> и в этом беспрестанном, быстром переходе из мрака в блеск чудесным образом являлись и пропадали здания и сверкала громада колонны, которая вдруг выходила вся из темноты, бросала минутную тень на озаренную кругом ея площадь, и вместе с нею пропадала…».

Отзывы
Раев предположил написать картину, чтобы полюбоваться эффектом грозы: пьедестал колонны был закрыт полотном, которое намокло от дождя и от сильного ветра живописно драпировало весь пьедестал. При блеске молнии видно было, как полотно обрисовывало изваянные на нём фигуры.
30 августа 1834 года в Петербурге произошло событие, волею монаршей власти превратившееся в многолюдное действо и долго потом отзывавшееся в литературно-художественной среде. В этот день на Дворцовой площади была открыта и освящена сооруженная по проекту Огюста Монферрана Александровская колонна — памятник Александру I. Торжество удостоили своим присутствием император и члены царской семьи. Здесь же выстроившаяся многотысячная гвардия превратила церемонию в грандиозный военный парад. Александровская колонна (Александрийский столп) в Санкт-Петербурге не «стоит во время грозы», но в ночь перед открытием памятника (30 августа 1834 года) в городе была сильная гроза. Это событие изображено на картине В. Е. Раева «Александровская колонна во время грозы» (1834).

Колонна воздвигнута по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I в Отечественной войне 1812 года. История
Идея создания принадлежит Николаю I — он хотел установить памятник победителю Наполеона Александру I. В 1829 году был объявлен конкурс на лучший проект, победу одержал Огюст Монферран.

Материал для колонны — розовый гранит, вырубленный из скальной породы в Финляндии. Скалу заранее наметил Монферран: ранее в этих местах были высечены колонны Исаакиевского собора.

Торжественное открытие колонны состоялось 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года.

Ствол колонны стоит на гранитном основании без дополнительных опор только под действием силы тяжести.
Пьедестал украшен с четырёх сторон бронзовыми барельефами.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского: в левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу.
Символика
Ангел с крестом — христианская аллегория: «сим победиши» (крест как знак Победы).
У подножия креста — змей, символ побеждённого зла и войны.
Жест фигуры — благословляющий мир.
Легенды
Существовала легенда о том, что при первом же сильном порыве ветра колонна немедленно обрушится — колонна держится исключительно под действием собственной тяжести.
Чтобы убедить петербуржцев в безопасности сооружения, Монферран каждое утро со своей собачкой прогуливался по площади.
3 минуты