37 подписчиков
Последний Фридрих, но не последняя картина выставки. А потом мы с вами поговорим о Фридрихе, как о человеке, художнике и его наследии.
Ускоряемся, друзья.
«Крест в горах» (также известен как «Теченский алтарь») — картина немецкого художника Каспара Давида Фридриха, написанная в 1808 году. У нас же представлена копия неизвестного автора, завершающая всю выставку такой невероятной доминантой! Оригинал картины в Дрездене в галерее новых искусств.
Нужно сказать, что изначально картина не предназначалась для церкви. Но когда рисунок, сделанный в технике карандаша и сепии, увидела графиня Терезия фон Тун-Хоэнштайн, она заказала оригинал для католической часовни своего замка в Течене (Богемия). С того времени за работой укрепилось название «Теченский алтарь».
Чтобы добиться правильного ракурса, Фридрих обустроил в своей мастерской копию престола, на котором будет стоять картина.
На холсте изображён золотой крест с силуэтом распятого Иисуса в профиль на скале на вершине горы, окружённый елями внизу. Крест, обращённый к солнцу, достигает самой высокой точки на картине, но изображён наклонно и издалека.
Особенности:
Изобразительное пространство почти двумерное, и из-за отсутствия какого-либо элемента переднего плана сцена кажется удалённой от зрителя и находящейся на большой высоте.
Свет из-за креста затемняет ту часть горы, которую видит зритель.
Низкое солнце может восходить или заходить; его пять стилизованных лучей движутся вверх, и один из них освещает Христа.
У основания креста растёт плющ ( вечно зелёный и не знающий смерти, символизм вы понимаете).
В основании Око Божье находится внутри треугольника с пшеницей и виноградной лозой — символами Евхаристии.
Готические колонны, поднимающиеся вверх по каркасу, поддерживают пальмовые ветви, из которых выходят пять ангелов со звездой над центральной.
Смысл: по словам автора, вознесённое над землёй Распятие — это аллегория, смысл которой в «умирании мудрости старого мира». Бог ушёл, земля без Него опускается во мрак. Спасением для всех остаётся вера, которая должна быть прочна, как скала и неизменна, как еловая хвоя.
Идея использовать пейзажную композицию в качестве алтарного образа была по тем временам революционной, тем более что пейзаж в начале XIX века считали «низким» жанром живописи. Это вызвало очень много критики и споров вокруг картины.
Критика обвиняла Фридриха в том, что пейзажная живопись «прокрадывается в церкви и пробирается на алтари» и что христианское учение низводится до аллегории.
Однако у картины были и приверженцы, увидевшие здесь «средоточие высшего духовного устремления».
Лично я считаю эту картину наполненной мистицизмом, искреннеей верой и невероятным по своему новаторству произведением искусства созданным для алтаря.
2 минуты
23 ноября