33,8 тыс подписчиков
История корабельной артиллерии
Приспособления, метающие с кораблей различные снаряды, появились достаточно давно. Не мудрствуя лукаво, ещё древние римляне перетаскивали на свои суда уже зарекомендовавшие себя на суше катапульты, баллисты и стреломёты. Впоследствии на кораблях появилось и огнестрельное оружие. Первое его применение формально зафиксировано в 1340 году в сражении при Слёйсе — первом крупном морском бое Столетней войны. Тогдашними предшественниками современных корабельных пушек были бомбарды — похожие по конструкци на бочки стальные цилиндры, собиравшиеся из гнутых пластин, фиксируемых стальными обручами. Между прочим, самая знаменитая из таких бомбард (хотя и не корабельная) — российская Царь-Пушка, которая до сих пор стоит на Красной площади в Москве.
С развитием технологий бомбарды уступили свое место всем знакомым по фильмам и книгам про пиратов корабельным пушкам, торчащих из орудийных портов по бортам и стреляющих ядрами. В средние века основной их задачей было уничтожение живой силы на судах противника, а не потопление самого корабля. Тогдашние калибры и вес ядер просто не позволяли наносить тяжёлые повреждения даже деревянным корпусам. Кроме того, в отсутствие каких-то единых стандартов пушки изготавливались как попало — с разной массой закладываемого пороха, размерами ядер и так далее. В XVII веке на помощь артиллерии пришла наука. Появились понятия калибра, длины ствола и дальности стрельбы. Первопроходцами в унификации орудий стали англичане, которые ввели единую длину своих пушек в 10 футов на основе расчётов времени горения пороха. Тем не менее, кораблям все ещё приходилось сближаться практически вплотную, чтобы попадать и наносить урон противнику. Результат сражения, как и сотни лет назад, продолжал решать абордаж.
В XIX веке на смену ядрам приходят бомбы, которые меняют целеполагание артиллерии. Вместо экипажа целью становится сам корабль — мощности бомб хватает, чтобы разрывать деревянные борта и поджигать их. Знаменитые Наваринское и Синопское сражения показали, что эпоха чугунных ядер закончилась. А «дипломатия канонерок» коммодора Перри в Японии, заключавшаяся в демонстрации убойной мощи пушек его эскадры, прервала двухвековую самоизоляцию Страны восходящего солнца и заставила японцев начать торговлю с западными странами.
С середины XIX века начинается спор снаряда и брони, длящийся до сих пор. Из-за большой мощности бомб деревянные корабли начали обшивать железом. К началу XX века дерево на кораблях осталось разве что в качестве декораций и напольного покрытия. По океанам стали плавать стальные гиганты, которых вперёд толкал уже не ветер в парусах, а пар в топке котлов. Для разрушения таких защищённых монстров понадобились принципиально новые орудия и боеприпасы. Наука подсказала использовать крупнокалиберную длинноствольную нарезную артиллерию и цилиндрические вытянутые снаряды. Квинтэссенцией этой концепции стал знаменитый английский «Дредноут», нёсший на себе невообразимую по тем временам огневую мощь из 10 орудий калибра 305 мм. Но к середине XX века рост калибра орудий и массы снарядов достиг своего пика. Ничего крупнее 460-мм орудий на самом большом линкоре в мире «Ямато» человечество не построило. В полный голос о себе заявила авиация, против которой эти гигантские пушки были бессильны. Соответственно, корабельная артиллерия сошла со сцены. Её заменило ракетное оружие.
Но совсем артиллерия с кораблей в наше время не исчезла. На любом до зубов вооружённом ракетами крейсере или эсминце всегда найдется хотя бы пара пушек среднего или малого калибра. Спектр их применения широчайший — от обстрела берегов до самообороны от мелких судов, которые нецелесообразно или невозможно подбить ракетами. Современные же корабельные орудия становятся технологичнее и сложнее. Они берут на вооружение компьютерные системы целеуказания и «умные» управляемые снаряды. Кроме того, вовсю разрабатываются так называемые «рейлганы» или рельсотроны. Они стреляют не за счет пороха, а при помощи множества сильных электромагнитов.
3 минуты
2 декабря
115 читали