1808 подписчиков
Вопрос: может ли хороший человек быть богатым и влиятельным?
Ответ на вопрос – тот редкий случай, когда народные мудрости совпадают, несмотря на разницу в континентах.
«От трудов каменных не наживешь палат каменных» - кричит с одного берега русская пословица.
«If you wanna be rich, you gotta be a bitch» - эхом доносится через всю Атлантику...
Древние римляне, которыми мы в последнее время много занимаемся (и вы знаете, почему), тоже придерживались четкого взгляда на предмет: честный человек богатым и влиятельным если и станет, то ненадолго и с неохотой. И конкретный пример приводили: Луций Квинкций Цинциннат, диктатор.
Тут нужно пояснить: диктатор – это просто технический термин. Древние римляне понимали, как должно быть устроено государство: разделение властей, система сдержек и противовесов – их этому не надо было учить; они это придумали. Даже консулов, которые во время войны выполняли обязанности верховного главнокомандующего, у них было двое.
Но знали они и про оборотную сторону медали: в экстренной ситуации такая система может «сбоить». И если отечество оказывалось в опасности, они вручали власть диктатору – единоличному правителю с экстренными полномочиями. Вручали на время: по окончании войны диктатор обязан был власть с себя сложить.
И тут вам хочется заметить: «Отличный план! Диктатор получает неограниченную власть, но обещает от нее отказаться… Что может пойти не так?»
А я вас попрошу: поменьше сарказма – и побольше веры в римские добродетели! Потому что с Цинциннатом именно так и вышло. Римскому народу он понадобился во время войны с племенем вольсков. И вручать ему диктаторскую власть делегация от сената явилась непосредственно в поле, которое великий полководец собственноручно вспахивал. Не хотелось Цинциннату отвлекаться от посевной, но раз родина зовет…
Велев сыну присмотреть за быками, он принял власть, двинулся с армией на вольсков, все там быстренько раскидал (в прямом и в переносном смысле), и через шесть дней сложил с себя диктаторские полномочия.
Имущества не нажил, зато стал национальным героем и моральным образцом.
Потомки почтили его память: французский художник Кабанель – написав картину, жители штата Огайо – назвав город Цинциннати в его честь. И конечно, философы-стоики любили приводить его в пример как образец воздержанности.
Правда, последние этим ставили себя в неловкое положение; к ним, в отличие от Цинцинната, у современников были вопросики.
Вот взять, например, Сенеку. Воспитатель императора Нерона; более того, человек, причастный к убийству матери Нерона. Состояние – триста миллионов сестерциев (не трудитесь переводить на рубли; при любом курсе это много). Судя по одному из его моральных писем, запомнить всех домашних рабов в лицо для него было проблемой.
«А вы – точно стоик?» - часто и ехидно спрашивали его современники. Сенеке такие шпильки не нравились; это в его текстах чувствуется. Стоит речи зайти об отношении к богатству, он расчехляет всю свою диалектику. Чтобы доказать, что можно быть равнодушным к деньгам теоретически, но при этом каждый день кушать деликатесную рыбу краснобородку, и нет здесь никакого противоречия, ему приходится логику буквально выворачивать наизнанку…
Как вы уже догадались, Сенека – не самый любимый мой персонаж.
Много у меня к нему претензий. Если интересны подробности, заходите уже в Клуб ценителей искусства: там целый курс лекций о стоицизме есть: art-lecture-club.ru/...zen
2 минуты
18 ноября