230 подписчиков
Простая «зубрежка» неэффективна и отнимает много сил. Доказано.
Вот проверенные методы, которые превратят запоминание из скучной обязанности в увлекательную игру! Эти техники развивают память, внимание и мышление.
- Метод ассоциаций: соединяем новое с известным
Суть метода: Создать связь между новой, непонятной информацией и тем, что ребенок уже хорошо знает (образом, звуком, ощущением).
Как применять?
* Для слов и определений: Объясняйте новое слово через знакомые понятия. Например, чтобы запомнить, что «горизонт» – это воображаемая линия, скажите: «Это как будто край тарелки, где небо с землей встречается».
* Для дат и чисел: Связывайте цифры с предметами. Цифра 2 похожа на лебедя, 7 – на кочергу, 8 – на снеговика. Дата 872 год: «Лебедь (2) поскакал на кочерге (7) за снеговиком (8)
- Мнемотехника: искусство запоминания через истории, рифмы, картинки.
Суть метода: Объединять разрозненные факты в яркие, нелепые или рифмованные истории, фразы или стихи, через рисунки выразить запоминаемую информацию. Мозг отлично запоминает всё необычное!
Как применять?
*Акростихи (фразы): Самый известный пример – цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первые буквы слов – это первые буквы цветов (Красный, Оранжевый, Желтый...).
* Мнемофразы для правил: «ЖИ-ШИ пиши с буквой И» или «Уж замуж невтерпеж».
* Стихи в картинках в мемотаблицах.
* Истории для цепочек: Чтобы запомнить порядок планет Солнечной системы: «Медвежонок Ворчал И Лизал Южный Смородинный Мороженый Нос» (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
- Метод повторения по интервалам: помним надолго.
Суть метода: Повторять информацию не подряд, а через возрастающие промежутки времени. Это предотвращает забывание.
Как применять? (Идеально для словарных слов, дат, правил)
Повторите через 15-20 минут после первого прочтения. Затем через 1-2 часа. На следующий день. Через 2-3 дня. Через неделю. Так информация перейдет из кратковременной памяти в долговременную.
- Метод «рисуй и запоминай»: визуализация.
Суть метода: Превращать скучные факты в простые рисунки и схемы. Подключается зрительная память как в «мемотаблицах»
Как применять?
* Рисуем конспект. Вместо списка «Части растения» рисуем цветок и подписываем: корень, стебель, лист, бутон, цветок.
* Интеллект-карты. В центре листа пишем главную тему (например, «Глагол»). От нее рисуем ветви: «Что делает?», «Времена», «Спряжения». На каждой ветви – ключевые слова и маленькие рисунки.
- Игра в учителя: объясни другому
Суть метода: Лучший способ проверить, понял ли ты тему – объяснить ее кому-то еще.
Как применять?
Попросите ребенка научить вас, бабушку или даже любимую игрушку тому, что он прошел в школе.
«Сегодня ты – учитель! Объясни мне, почему идет дождь?». Во время объяснения он сам структурирует знания и видит пробелы.
Краткий итог:
- Ассоциации – связываем с известным.
- Мнемотехника – сочиняем фразы и истории.
- Интервалы – повторяем с умом.
- Рисование – превращаем в картинки.
- Объяснение – играем в учителя.
Не пытайтесь использовать всё сразу! Начните с одного-двух методов, которые больше всего заинтересуют ребенка. Экспериментируйте, хвалите за успехи, и процесс обучения станет гораздо легче и радостнее!
А какие методы для запоминания используете вы? Делитесь своими лайфхаками в комментариях.
2 минуты
19 ноября