Найти в Дзене

«…расскажу я тебе о печальном моем возвращеньи»

«Одиссея» Марка Букина в «Красном факеле»

В «Красном факеле» прошли премьерные показы «Одиссеи» по мотивам поэмы Гомера в постановке режиссера Марка Букина. Событие, которого ждали.
– Это не миф в чистом виде, это переработанная пьеса. Мы с режиссером поставили своего Одиссея, не сравнивая с какими-то другими актерскими и режиссерскими работами, – рассказал актер Константин Телегин, исполняющий роль Одиссея.
Что может увидеть здесь зритель? Прежде всего трагедию. Высокую трагедию человека и его одиночества. Мы хотели создать эпическое, соединенное с понятным, бытовым. В спектакле много философских тем. С одной стороны Одиссей исключительный, с другой – такой же, как все мы, прошедший длинный путь в собственные глубины.

Зритель увидит не подвиги, а их цену.
На долгих 20 лет растянулось возвращение Одиссея домой. «…долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою», выжил в Троянской войне, шел наперекор богам, и остался жив. Вот он, путь домой, где эти 20 лет его ждут любимая жена Пенелопа и сын Телемах (Артем Малиновский), уже взрослый юноша.
Одиссей здесь – не просто мифический воин, а человек, разрывающийся между долгом и тоской по дому, которая оказывается страшнее любых циклопов.

Еще на момент выпуска спектакля «Ромео и Джульетта» режиссер решил для себя, что очень хочет поработать с актером Константином Телегиным, где оба могли бы развернуться на полную катушку. «Одиссея» лежала давно, лет 8-9, в режиссерском портфеле, и ждала своего часа.

– Каждый режиссер все-таки хочет исследовать и разобраться со своими личными вопросами. Я не очень верю в «хеппи-энд» Одиссея, – поделился своим видением режиссер Марк Букин. На мой взгляд все-таки где-то в самом тексте Гомера есть код, что возвращения не будет никогда. Возвращения к самому себе. Одиссей стал другим, пройдя испытания, но так и не смог вернуться к себе, стать прежним.
Мы работаем с мифом, с большим мировым сюжетом. Все ученые и мудрецы до сих пор ломают головы, кто такой Одиссей. Я бы назвал его многогранным. Он и хитрый, и смелый, любящий и ненавидящий, безжалостный и где-то трусливый. Наш спектакль поставлен в контексте психологии современного человека. Многие из нас есть Одиссеи.

Актерский ансамбль работает как единый механизм. Константин Телегин в роли Одиссея убедителен в своей усталой мудрости. Соло на барабанах как выплеск израненной души. Пенелопа в исполнении Дарьи Емельяновой – «богиня средь женщин», чье ожидание становится ее собственной, не менее сложной, «одиссеей».

«Одиссея» – это прежде всего история семьи.
«Сыну Лаэрта богами назначено в дом свой вернуться».
В спектакле поставлен очень важный вопрос – «Кто я, чего я хочу, в чем моя роль сейчас? Я выбираю или за меня выбирают?».
Такое режиссерское решение всей команды – усилить трагедию.
Это драматический спектакль в жанре трагедии. Вокал используется как выразительное средство очень точечно в нескольких эпизодах. Но каков этот вокал – до мурашек (Слепой певец – Вадим Гусельников). Свет и музыка в спектакле помогают создать эпическую и одновременно интимную атмосферу странствия. И когда погас свет в зале – не резко, а медленно, как закат над Итакой, зритель почувствовал: начинается не действие, начинается погружение. Всё работает на создание ощущения вечного странствия.

Обращение к античности – это запрос времени, запрос общества. Многие режиссеры обращаются сейчас к какой-то точке начала начал цивилизации. «Одиссея» в постановке Букина – это история о том, что самый долгий и опасный путь – это путь к самому себе, к своему «дому», какой бы смысл мы в это слово ни вкладывали.
Дом – это не место. Это состояние.
Когда тебя узнают – даже если ты уже не тот, кем был…

Постановщики
Режиссер Марк Букин
Композитор  Евгения Терехина
Художник Евгений Терехов
Художник по костюмам Анастасия Терехова
Художник по свету Евгений Козин
Стихи Наталия Макуни
Саунд-дизайнер, медиахудожник Андрей Платонов
Ассистент режиссера, хореограф Алексей Каракулов
Помощник режиссера Михаил Емельяненко
Фото Василия Вагина
3 минуты