Найти в Дзене
12 тыс подписчиков

Эта огромная серебряная ваза когда-то принадлежала Михаилу Семёновичу Воронцову. Её создал придворный ювелир Наполеона Мартин-Гильом Бьенне в Париже в 1819. Воронцов получил её в дар от покидающих Францию русских военных, и она стояла в гостиной первого этажа одесского дворца Воронцовых, на пьедестале чёрного мрамора. Вес её неизвестен, а высота – 72 см!


Михаил Семёнович был командующим русского оккупационного корпуса (по Парижскому мирному договору 1815 года, Франция подвергалась оккупации союзными войсками на пять лет).

Русский оккупационный корпус был расквартирован в крепости Мобёж (20 вёрст от Парижа) и её окрестностях, он располагался вдоль северной границы Франции на территории длиной в 120 километров. На французских картах и сегодня встречаются русские названия: «Русский редут» («Fort des Russes»), «Русская тропа» («Chemin des Russes»). В корпусе было 36 334 человека, включая и невоеннообязанных. Русские солдаты во Франции не мародёрствовали и не грабили, как французы в России, вели себя галантно, платили за всё. Михаил Семёнович следил за дисциплиной, за тем, чтобы конфликтов с местным населением не было и не допускал ни малейшего произвола русских солдат. Но всё же долгов наделали. И существует легенда, что перед выводом войск из Франции Воронцов – для поддержания чести русского мундира – собрал сведения о всех долгах и лично их оплатил, полтора миллиона рублей ассигнациями, сумма фантастическая.

Он был богатейшим помещиком, и чтобы расплатиться с долгами подчинённых, продал одно из своих самых доходных имений, Круглое, доставшееся ему от тёти, Екатерины Романовны Дашковой.

Об этом пишут многие. Например, В.А. Соллогуб, служивший три года на Кавказе под начальством Воронцова: «Воронцов хотя сам по себе был чрезвычайно богат, но несколько расстроил своё состояние, заплатив, после 1815 года, более полутора миллиона рублей ассигнациями долгов за офицеров оккупационного корпуса, которым он командовал в Мобёже».

Чтобы отблагодарить своего генерала, офицеры «скинулись», кто сколько мог и заказали Мартину-Гильому Бьенне огромную вазу из серебра, покрытую сусальным золотом.

Кто-то считает это легендой, возможно, это и так. Но вот она, эта огромная серебряная ваза в стиле ампир. По вертикали её чаша разделена на две композиции: на одной изображён герб семьи Воронцовых, на другой – две крылатые женские фигуры с оливковыми ветвями, олицетворяющие богиню победы Викторию. И надпись: «Графу Михаилу Семёновичу Воронцову». Сегодня ваза хранится в Оружейной палате Кремля, в зале посольских даров (№ 5) в витрине №42, посвящённой французскому ювелирному искусству.
2 минуты