Найти в Дзене

Основная проблема насилия — идентификация с агрессором.


В чем собственно дело?
Если насилие над собой можно было бы выбирать, то от него откажется каждый первый.

Основное в насилия это подавление воли другого человека.

Ещё не известно что хуже системное насилие или насилие спорадическое, спонтанное.

При системном насилии воля подавляется ритуальными действиями. Набор событий которые приводят к экзекуции.
В таких вариантах люди вырастают с очень критичной фигурой к себе. Ошибка выглядит как не желательное действие. То есть то за что будет наказание. В этом случае хотя-бы есть какая-то логика, хоть она и не человеческая (а строго социальная).

Второй вариант, когда насилие это не институциональное, а волюнтаристкое действие, то нет условного события которое можно избегать. Невозможно прогнозировать, строить ожидания, и корректировать своё поведение чтобы насилия не было.

Именно хаотичный характер насилия наносит большей урон, чем само насилие, так как лишает всякой иллюзии контроля.

Нет того что можно контролировать, нет возможности управлять, нет опоры.

Три базовых реакции:
Бей, беги, замри.

Бить соответственно не вариант, когда насилие со стороны значимых лиц, или эти лица сильнее. Здесь всякие ужасы, типа истории как три дочери убили отца.

Бегство тоже не всегда возможно так как из дома в Сибири на Мороз -50 не убежать, как и не покинуть школу когда ты дитё.

Замирание, в надежде что где-то другой прекратит насилие. Где-то же у него должен быть предел, правда?!

Во всех этих вариантах, большую сложность представляет идентификация с агрессором. Когда этот внешний объект становится внутренним. Когда отношение к себе торжественно отношению агрессора.

Можно много иронизировать над тем что в сети у людей вокруг психопаты и абьюзеры, но суть дела в том, что в психологии жертвы как раз таки происходит идентификация с агрессором. Опыт насилия никуда не девается.
Другой усваивается как Я.

Решение конечно же лежит в разотождествляении. Есть Я, а есть Другой и этот другой он не хороший, он вредный, но не в сути, а для меня в своём поведении и это поведение должно быть остановлено.
В этом смысле, слияние с агрессором, как раз таки способ избежать напряжения субъекта насилия, в каком-то смысле эта защита даже хорошо, так как позволяет избежать более острого и дезинтегрирующуего переживания потери воли, невилирования себя до объекта.
1 минута