14 тыс подписчиков
Весной 1955 года Н.С. Хрущев получает коллективное письмо от родителей учащихся одной из столичных спецшкол, предназначенных для детей с отклонениями в развитии.
Генсека просили создать специализированные учебные заведения, где дети могли бы находиться круглосуточно под присмотром профессионалов.
Аргументирована эта просьба была тем, что родители (чаще всего матери) лишены возможности полноценно работать, им не хватает навыков, чтобы обеспечить ребенку должный уход, "особые" дети вносят беспорядок в семейный уклад, т.к. мешают учебе остальных детей и т.д.
Так была сформирована идея о создании советских школ-интернатов, которые помогали бы семье и заодно усиливали роль общества в таком важном деле, как воспитание детей.
В том же 1955 году были разработаны планы для организации интернатов, продуманы размеры оплаты за содержание детей, рассчитаны нормы питания и снабжения одеждой, обувью, учебными материалами и пр.
Массово открываться школы-интернаты начали в 1956 году - сначала по Украине, а затем и по всему Советскому Союзу. Изначально они позиционировались как помощь фронтовым вдовам, хотя у большинства из них дети к этому времени уже заканчивали школу.
Поэтому по факту получилось, что это были школы для детей матерей-одиночек, которые прокормить своих отпрысков еще худо-бедно могли, а вот на воспитание у них уже ни сил, ни времени не оставалось.
Интернат должен был решить сразу несколько проблем: во-первых, это регулярное посещение занятий (в послевоенных годы дети, уклоняющиеся от учебы, составляли примерно треть от всего контингента школьного возраста).
Во-вторых - это снижение влияния улицы (беспризорники и криминальные элементы); в-третьих - введение профориентации в старших классах и основ профессиональной деятельности дало бы стране дисциплинированную рабочую силу.
Каждый учащийся интерната получал не только полноценное питание, что в послевоенные годы было очень важно, но и материальное обеспечение: пальто зимнее и демисезонное, платья шерстяные и х/б (у мальчиков - костюм), несколько смен нижнего белья, зимние шапки и летние панамы, варежки, чулки, носки, ботинки, домашние тапочки, постельное белье и полотенца, легкое и утепленное одеяло, подушки, покрывало - в общем, полный комплект всего, что необходимо для жизни по хрущевской формуле "без излишества, но в достатке".
Вообще, по задумке Н.С. Хрущева, развитие сети интернатов было масштабным социальным проектом по воспитанию человека коммунистического будущего. В идеале, ребенок должен был находиться в таком учебном заведении с 1 класса и до достижения совершеннолетия, чтобы из него можно было сформировать личность нового, коммунистического типа.
Но, как это часто бывало, реализация задумки пошла не по плану: послевоенная экономика не была готова к масштабному строительству сети интернатов и запланированному обеспечению учащихся.
С самим приемом детей в интернаты тоже возникло немало проблем: несмотря на то, что Постановлением ЦК КПСС от сентября 1956 года предписывалось в первую очередь зачислять детей одиноких матерей/инвалидов войны и труда/вдов и детей из неблагополучных семей, именно этой группе населения чаще всего и отказывали в приеме, а в интернате оказывались дети из вполне благополучных семей.
Надо заметить, что в 1950-1960-е годы отдавать ребенка в интернат не считалось чем-то зазорным: хорошее питание, одежда/обувь, кружки и секции, нахождение под присмотров педагогов, занятия спортом - все это в комплексе выглядело более гармонично, чем обучение в обычной школе.
И только в более позднее время интернаты обзавелись репутацией заведения, в которое ребенка стоит отдавать только в случае самой крайней необходимости...
И все же, даже при самой нелестной оценке деятельности советских интернатов, надо признать, что они сыграли важную роль в социальной поддержке малообеспеченных. А вы как считаете?
P.S. На канале теперь публикуются преимущественно посты, длинные статьи можно будет найти на моем сайте
3 минуты
23 ноября
258 читали