Найти в Дзене

Долгое время деревни к югу от Городка Молодечненского района, в т. ч. Бакшты, Дроваши, Новоселки Есьмановские, Жоховщина, Сазоновщина, относились к приходу Пожарищанской церкви (сначала униатской, затем православной). Она располагалась на склоне покрытого лесом холма на окраине деревни Пожарище Молодечненского района в 3 км к юго-востоку от Городка. Фундамент церкви можно найти в старой части Пожарищанского кладбища, на котором до сих пор хоронят жителей окрестных деревень.

Сведения о церкви разрозненны и отрывочны. Впервые она упоминается в визитациях (ревизиях церковного имущества) 1682 г. как Николаевская церковь, поэтому до сих пор у местных жителей сохранилась традиция навещать могилы своих предков на день святителя Николая 22 мая. В фондах НИАБ есть материалы о фундуше (пожертвовании) от Пожарицких 1707 г. и от И. Галинского на земли 1733 г. в пользу Горной Пожарицкой церкви в имении Пожарищах Минского воеводства, но идет ли там речь о нашей церкви или о какой-то другой, неясно. Позднее Пожарищанская церковь числится уже как Покровская. В 1840-х гг. Пожарищанский приход был присоединен к соседнему Городокскому, а церковь становится приписной к Городокской церкви.
В клировых ведомостях Городокской церкви 1847 г. содержатся ценные сведения о приписной Пожарищанской церкви, которые дают некоторое представление о ней.
1)   «Построена неизвестно, когда и кем.
2)  Зданием деревянная с такою же колокольнею, требует починки, а именно: новой крыши, скрепления стен, обшивки оных, подшуровки пола, потолка и новых окошек.
3)  Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы в настоящей холодной, с приделом холодным.
4)  Утварью скудна, имеет одну ризу иерейскую приличную.
5)  Причта при сей приписной церкви по штату положенного нет.
6)  Земли при сей церкви усадебной три части десятины, пашенной и сенокосной 20 десятин, на сию землю плана и межевой книги нет, таковою землею владеет сам священник.
7)  Домов для священника нет.
8)  На содержание священника и причта жалования не получается, а только аннуат (пожизненный доход) от помещика Франца Цехановского – 7½ рублей серебром.
9)  Зданий, принадлежащих к сей церкви, домов, отдаваемых в наем, и лавок нет.
10)   Расстоянием сия церковь от самостоятельной Грудецкой [Городокской] церкви на 3 версты, от консистории – 136 верст, от уездного города Вилейки – 59 верст, от местного благочинного – 32 версты.
11)   Ближайшие к сей церкви суть Крапивицкая – 11 верст, Яршевицкая – 8 верст, и Дорская – 14 верст.
12)   Каплицы, принадлежащие к сей церкви, суть: Хмаржинская и Гердуцишская, о которых ведомость прописана ниже.
13)   Домовой церкви в сем приписном приходе нет.
14)   Опись церковному имуществу есть, сделана 1773 года, скреплена подписью и утверждена печатью благочинного Окулича.
15)   Приходо-расходной книги о суммах свечной и церковной нет.
16)   Книги метрические о родившихся, умерших и браком сочетавшихся с 1752 года по 1846 год подлинниками хранятся в Литовской духовной консистории.
17)   Исповедные росписи с 1840 года обще с таковыми же самостоятельной Грудецкой церкви хранятся в целости.
18)   Обыскной книги нет, но обыски производятся обще с прихожанами самостоятельной Грудецкой церкви».
На польских картах межвоенного периода Пожарищанская церковь еще отмечена, но советский период она не пережила. Указанные в клировой ведомости часовни в Хмаришках и Гердутишках также не сохранились.
2 минуты