1033 подписчика
«Элементарная музыка – не только музыка. Она связана с движением, танцем и речью, а значит, это музыка, которую нужно исполнять самому, в которой нет слушателя, есть только исполнители. Она преддуховна, не знает крупных форм, архитектоники, остинато и рондо. Элементарная музыка земна, естественна, телесна, доступна изучению и восприятию каждого – в том числе и ребенка… Элементарная музыка, слово и движение, игра, все, что пробуждает и развивает душевные силы, образует плодородный слой души, слой, без которого мы подвергаемся душевному опустыниванию. Что такое опустынивание в природе? Когда земля используется односторонне, когда естественный круговорот воды нарушается чрезмерным возделыванием почвы и культивацией, когда леса и кустарники становятся жертвой утилитарного мышления, короче – когда равновесие в природе нарушается эгоистическим вмешательством извне. И так точно мы подвергаем свои души опустыниванию, когда человек отрывается от основ, от природы и теряет равновесие.
Длительное пение, экстатические ритмы и мелодические прототипы могут привести сознание современного европейца в то состояние, которое способствует мгновенному высвобождению личности и делает возможными опыты с коллективным бессознательным в человеческой психике.
Первичные числовые пропорции 1:2, 2:3, 3:4 и т.д. свойственные натуральному звукоряду (обертонам) обнаруживаются во всей природе в целом. И одной из главных задач астронома и астролога Кеплера было привести в соответствие с этими интервалами расстояние между планетами. Кеплер исходил из того, что музыкальные пропорции от рождения должны быть заложены в душе человека, а эта точка зрения напоминает идею К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного. Кеплер считает, что душа спонтанно реагирует на внешние гармонические явления на основе имеющихся у нее от рождения исходных образных связей.
Такие, казалось бы, столь далекие друг от друга миры, как музыка и движение планет, находят непосредственное, зримое выражение в человеческом теле. Соединяющим звеном между человеком и космосом являются музыкальные пропорции, представляющие собой в полном смысле слова принцип универсального порядка.
По Рональду Штекелю, одному из виднейших специалистов по проблемам нарастающего человеческого воздействия на существующее устройства мира, - после открытия бессознательного и проникновения в молекулярную и внутриатомную природу нам следует знать, что «все наши житейские переживания, деловые и материальные операции происходят в сфере, о которой мы мало знаем и которую не можем рассмотреть физически. За видимым лицом мира скрывается невидимое.
Доступные для нас связи с невидимым, по Штекелю, идут через органы чувств и восприятия – они придают опыту остроту и силу, проникают под внешнюю оболочку восприятия и выявляют скрытое. Его слова точно выражают задачу современной музыки. Сегодня живое знание о единстве видимого и невидимого, телесного и духовного нарушено. «Наше время отличается прежде всего стремлением управлять внешним миром и почти тотальным игнорированием мира внутреннего… Под «внешним» я понимаю наш способ видеть внешний мир и все его реалии, не имеющие «внешнего», «объективного» представления: воображение, сны, мечты, состояния транса, реальности созерцательных и медитативных состояний, о которых современный человек, как правило, не имеет ни малейшего представления.»
Петер Михаэль Хамель, «Через музыку к себе».
2 минуты
20 ноября