Как меня учили пользоваться ИИ
В общем-то, я не фанат и даже скептик. Когда мне говорят, что ИИ можно задать набор продуктов из своего холодильника, и он мне расскажет, что из них приготовить, я смеюсь: во-первых, я и сама примерно знаю, что можно, во-вторых, можно ввести основной (или несколько) ингредиентов в поисковик, и он выдаст сотни рецептов – выбирай на вкус и содержимое холодильника, в-третьих, а где же творчество? Где возможность экспериментировать, создавать новые вкусы? Моя мама всегда говорила, что кулинария – это творчество, и что этому можно учиться всю жизнь. Зачем мне ИИ в кулинарии?
Хорошо, сказали мне на Первом канале, не хотите применять ИИ в кулинарии, давайте применим его к вашему творчеству. Хм… а вот это уже интереснее. В утреннюю программу Первого канала меня пригласили, чтобы снять сюжет о ИИ. Им нужен был человек в возрасте 35+, который никогда ИИ не пользовался. Это как раз я. Признаться в наше время в том, что не пользовалась ИИ – то ли расписаться в своем идиотизме и безграмотности, то ли наоборот. Но я больше склоняюсь к идее про безграмотность, моя знакомая в славном возрасте 80+ ведет курсы по ИИ для чайников и называет меня отсталой, а я и не спорю.
В общем, доцент ВШЭ Сергей Сластников задал ИИ задачу рассказать о творческом стиле писательницы Инессы Плескачевской. ИИ задумался, я заволновалась: может, он не знает такую писательницу? Было бы обидно. Но – нет: знает, знает! «Боже, так он большой и длинный!», – воскликнула я, увидев на экране разбор моего авторского стиля с подробностями и ссылками. Сергей Сластников читает и уточняет: все правильно? Правду ли написал всезнающий ИИ? Нет, не все знает, радуюсь я. Он пишет, что я родилась в Минске, а на самом деле – в Гомеле! Но все остальное похоже на правду. Ключевое слово – «похоже»: любая оценка творчества – штука более-менее субъективная, даже если ты ИИ. Мне, помню, студенты Института журналистики БГУ присылали работы о моем авторском стиле (по статьям в СБ). Это было любопытно, и не все слова из тех, которыми они мой авторский стиль описывали, были мне знакомы (я же на журналиста не училась). Так что разбор ИИ меня не удивил, но порадовал, очень точно подметив многое из того, что в моих статьях и книгах действительно есть. А для себя я сделала вывод: ИИ может быть хорош в сборе информации.
Кстати, недавно создатели литературной премии им. Н. Рубакина (моя книга «После революций. Что случилось с Восточной Европой» там в длинном списке) сказали, что все книги, изданные до 2022 года, гарантированно написаны людьми. А вот все, что позже… Гарантий нет (хотя в чем они сейчас есть?).
Боюсь ли я, что из-за ИИ писатели станут не нужны? Неа. Недавно коллега на работе воспользовалась ИИ, чтобы написать приветствие к юбилею. И что? Пришлось мне все переписывать – чтобы звучало по-человечески и человечнее.
Мы – живые, и хотим читать то, что пишут живые люди. Или это я, осколок старой школы, цепляюсь за то, что уже отживает?
А в видео – закулисье сьемок той самой утренней программы для Первого.
2 минуты
3 ноября 2025