14 подписчиков
"Библиотека начинающего гения" или как вырастить писателя.
В ожидании выхода нашего каталога "Фёдор Михайлович (Феденька) рекомендует", расскажем, что читал Достоевский в подростковом возрасте и в юношеские годы.
По наблюдениям брата писателя, его современников (а позднее, исследователей творчества), юноша был "глотателем" книг. Особенно любил исторические сочинения и романы, а стихи читал, как говорится, километрами. По количеству прочитанных книг он значительно опережал своих сверстников.
"Базовыми" писателями для Достоевского были Пушкин и Гоголь. Особенно Пушкин. Смерть Пушкина и потерю матери считал равноценной утратой. Он воспитывался на произведениях поэта, подпитывался ими и вообще, был одним из тех, кто пришёл в литературу следом за Пушкиным.
К Вальтеру Скотту, которого с удовольствием читали в семье, скоро добавились сильные впечатления от Гофмана, Гюго, Бальзака и Жорж Санд. Увлёкшись романтизмом, будущий писатель проникся героями Байрона, Шиллера и Гёте, а затем постепенно начал продвижение "в глубь веков": изучил Корнеля, Расина, Шекспира и, наконец, добрался до Гомера.
Но дело не только в том, ЧТО читал юный Достоевский, главное в том, КАК читал. Исследователь творчества Достоевского, Альфред Людвигович Бем назвал его "гениальным читателем". В чём же заключалась эта особенность и гениальность? Фёдор Михайлович с юности был не только азартным, но и пылким читателем, обладал мощнейшей энергетикой сопереживания героям. О героях рассказывал с "блеском в глазах" и "точно в лихорадке", любил воображать себя (подобно современным "ролевикам") то Периклом, то христианином времён Нерона,то рыцарем на Турнире. Читая Шиллера, мечтал сбежать то в Швейцарию, то в Италию. Через чтение он не просто представлял себе "картинку", а "примерял чужие одежды", проживал чужие жизни, расширяя таким образом собственный опыт. В письме к брату начинающий писатель как-то признался, что для изучения человеческого характера ему бывает достаточно обратиться к одному из его любимых писателей. Обучаясь у великих, Достоевский не стал подражателем. Эмоциональное проживание чужих идей и образов как собственных привело к их переосмыслению и развитию. Именно так из гениального читателя вырос гениальный писатель.
По материалам статьи В.А.Викторовича "Достоевский. Годы ученичества" (Коломенский альманах, 2011, №15)
1 минута
1 ноября 2025