Найти в Дзене

Жила-была Клавочка, малая сцена ЦАТРА


По произведению мною любимого Бориса Васильева. К повести отнеслись в целом бережно, сохранив саму ее главную нить.

Так как действие проходит в поствоенное время, то, конечно, создатели спектакля очень постарались перенести зрителей в советское пространство, где были свои нюансы.

"Экономика должна быть экономной", "телефоны, товарищи, выключаем, ведь не было их в те времена"

Эти лозунги не даром в начале спектакля.
Популизм - это неотъемлемая сторона советского прошлого.

Даже мать Клавочки, перед смертью, словно лозунги (закадровый голос, словно из другого мира), оставляет ей три напутствия, про то, что должна делать женщина в своей жизни, не слова ни сказав про чувства. А Клава, ранимая, стесняющаяся, трогательно - мечтательная (словно сошедшая с книжных страниц, в исполнении Екатерины Лютовой), ее основное желание быть любимой и необходимой.

И вот нас переносит спектакль в обычную советская контору, занимающуюся подсчетом того, что никому не нужно.

На сцене столы - конторки, счеты, кипа бумаг. И женский коллектив, возглавляемый несгибаемой Ольгой Павловной, карьеристкой. Человек у которого вместо сердца камень (чудесная роль Натальи Лоскутовой).
Все в отделе боятся Ольгу Павловну. Кого-подкупает расширением жилплощади, кого-то через ее подлого мужа заставляет лгать.

И ответ на весь этот лживый клубок интриг - Клавины протесты, пусть робкие, но такие весомые и протесты Липатии (тонко-музыкальная Инна Серпокрыл), которые готовы потерять такую работу, где совесть не стоит и ломаного гроша.

Следующие аспекты наблюдать можно в коммунальной квартире.
Прекрасно выполнена декорация кухни, где, как и было принято в советское время, происходили все важные события.

Сразу обращает на себя снова женский коллектив, при чем тут боль одиночества уже не заглушается работой, а заглушается часто горячительными напитками.

И очень много в этой части о любви, но по-разному понимаемой:
Есть любовь Тамары, которую она словно вырывает у судьбы ( Любовь Баленко показала трагизм тех, кому мужчина, словно аспирин, помогает заглушить душевную тревогу, кто живет по принципу - бьет, значит любит )
Есть любовь Липатии, которую она несет в сердце, хоть и нет уже объекта воздыхания. Такой правдивый и трогательный рассказ о судьбе своей героини получился у Инны Серпокрыл.
Есть любовь Галины Сергеевны (Жанетт Гурская), у которой не будет синяков на лице, а душевные раны она легко, словно пудрой, замаскирует повышением зарплаты.

И есть любовь Клавы. Она так отчаянно хочет быть любимой, что на многое закрывает глаза, сдаваясь на милость ворвавшегося в ее жизнь далеко не принца. Закрывает глаза на хамское поведение любовника, на его пренебрежение ее чувствами, на его многочисленные связи. Мужчина - аспирин никого не может любить, а только временно заглушить боль. Это очень хорошо показано в танцевально - музыкальных вставках - красиво, но словно вспышка - и всё.

Кстати, актер в этом спектакле один. И он играет и мужа Галины Сергеевны, и сантехника - аспирина. И еще две роли (о них позже). Такое замечательное перевоплощение Александра Рожковского. Это и отсылка к военному времени, когда мужчин не хватало. И отсылка к тому, что женщины взяли на себя много мужских обязанностей, а вот забыли, что такое ценить свою внутренную красоту.

Следующая остановка в спектакле - вагон поезда - и символ жизненных изменений.
Новое знакомство в поезде дало толчок веры в любовь (такие милые и трогательные взгляды с Сергеем, тоже героем Александра Рожковского), вновь обретенная семья дала почувствовать себя нужной, окрылённой, своего имени больше не стеснялась (знакомство с Адой).
Но и этот мир не идеален. Тут есть те, в том числе и названный брат Витька, кто изгадят жизнь - крик Ады до мурашек. Но вот душу растерзать нельзя.

Спектакль замечателен. Он о "лишних" людях, кому тяжело жить в окружающей гнилой действительности и нести лучик своей глубинной правды. И песня группы Веселые ребята как мечта, не сбывшаяся.
3 минуты