Найти в Дзене
478 подписчиков

Как помочь ребёнку с аутизмом учиться дружить: шаг за шагом


Социальные навыки — это не врождённый талант, а навык, который можно и нужно тренировать. Особенно если у ребёнка РАС. Развивать эти навыки можно с помощью социальных сценариев. Это своего рода “инструкции по общению” — простые, наглядные и предсказуемые. Они помогают ребёнку понимать, что может произойти в конкретной ситуации и как лучше реагировать.

Например:
— как подойти к детям на площадке;
— как пригласить кого-то играть;
— что сказать, если кто-то отказался;
— как поделиться игрушкой.

Для нейротипичных детей это происходит интуитивно, а детям с аутизмом важно разложить на шаги.

Как это работает?
1️⃣ Выбираем ситуацию. Возьмите что-то знакомое: “На площадке дети играют в песочнице”.
2️⃣ Проговариваем пошагово. “Ты стоишь рядом. Хочешь играть. Можно сказать: ‘Можно я с вами?’” Если согласились — отлично. Если нет — “Хорошо, я подожду” или “Я поиграю рядом”.
3️⃣ Разыгрываем сценку. Сначала вы — “другой ребёнок”, потом меняйтесь ролями. Можно подключать игрушки или кукол.
4️⃣ Повторяем регулярно. Повторение — ключ. Одного раза мало. Со временем ребёнок начинает переносить эти сценарии в реальную жизнь.

Социальные сценарии можно сделать проще и интереснее!
👉🏻 Используйте картинки. Для многих детей с РАС визуальные подсказки работают лучше слов. Нарисуйте схему: “Привет — улыбка — вопрос — игра”.
👉🏻 Делайте мини-комиксы. В них можно рисовать эмоции, слова и действия. Так ребёнок не только понимает последовательность, но и чувства участников.
👉🏻 Придумайте “словари общения”. Небольшие карточки или картинки с фразами: “Привет”, “Можно я с тобой?”, “Давай вместе”, “Спасибо”. Они помогают в реальном общении, когда трудно подобрать слова.

С помощью социальных сценариев ребёнок начинает чувствовать контроль и предсказуемость. Он больше не попадает в хаос непонятных реакций, а действует по знакомому плану. Это снижает тревожность и делает попытки общения безопасными. Со временем сценарии становятся всё гибче: ребёнок сам добавляет фразы, эмоции, инициативу. А потом — однажды — делает это без подсказок.
Как помочь ребёнку с аутизмом учиться дружить: шаг за шагом  Социальные навыки — это не врождённый талант, а навык, который можно и нужно тренировать. Особенно если у ребёнка РАС.
1 минута