Найти в Дзене

Привет, друзья! Продолжаю свою личную работу в арт-терапевтической практике и хочу поделиться с вами очередными результатами. Сегодня на повестке дня были синквейны.


Синквейн — пять строк, написанных белым стихом.
У этой формы поэзии конкретные правила написания:

1-я строка: ключевое слово или понятие, которое определит содержание.
2-я строка: два прилагательных, которые раскроют и опишут тему.
3-я строка: три глагола — действия в рамках заданной темы.
4-я строка: цельная фраза, которая определяет отношение к теме и глубже раскрывает суть.
5-я строка: слово-вывод, синоним первой строки.

Последнее время в работе актуальной была тема "избегающего типа привязанности" и мой синквейн был посвящен именно ему.

Избегающий тип привязанности это сложный паттерн поведения, сформированный в раннем детстве. Изначально, ребенок, столкнувшись с холодностью, отвержением или непоследовательностью со стороны значимых взрослых, учится блокировать свои эмоциональные потребности. Ему становится небезопасно проявлять уязвимость, делиться своими страхами и радостями. Мир кажется непредсказуемым, а близость – опасной.

Со временем этот паттерн закрепляется и проецируется на все близкие отношения. Взрослый с избегающим типом привязанности подсознательно стремится к дистанции, не позволяет себе глубоко привязаться к другому человеку. Он может казаться независимым и самодостаточным, но в глубине души испытывает одиночество и страх быть отвергнутым. Проявления нежности и заботы могут восприниматься как вторжение в личное пространство, вызывать раздражение и желание убежать.

Парадоксально, но нередко люди с избегающим типом привязанности тянутся к тем, кто также не готов к близости, создавая болезненный цикл взаимного отталкивания. В других случаях, они могут выбирать партнеров с тревожным типом привязанности, усиливая собственные опасения и подтверждая убеждение в том, что отношения обречены на провал. Страх потери и разочарования настолько силен, что проще изначально дистанцироваться, чем рисковать быть уязвимым.

Конечно, проработка такого типа привязанности - долгая и сложная, но не безнадежная работа, разумеется, при наличии искреннего желания у обратившегося человека.

И, наконец, какой же синквейн у меня сегодня получился?

Сам.
Стоит особняком, далек.
Отвергает близость, скрывает чувства.
Одиночество – крепость, независимость – щит.
Беглец.

Помимо общих тем для размышления над получившимся текстом, хочу особо отметить последнее слово - "беглец". "Беглец" - маска человека, с травмой отверженного (по теории Лиз Бурбо).

Эта маска проявляется через:
1. Уход в себя: избегание конфликтов, страх выражать мнение, привычка «растворяться» в толпе.
2. Интеллектуализацию: попытки объяснить боль логикой, побег в духовные практики или науку вместо проживания эмоций.
3. Перфекционизм: стремление стать «идеальным», чтобы заслужить право на существование.
4. Создание «невидимой стены»: дистанция в отношениях, саботаж близости («Лучше я уйду первым, чем меня отвергнут»).

Согласитесь, есть над чем подумать. Создание синквейна позволяет вытащить наружу наше бессознательное и задать направление для работы над собой, если мы "не знаем, с чего начать". Рекомендую попробовать эту технику на себе.

Создание синквейнов - одна из техник библиотерапии (направление в арт-терапии), цель которого - лечение словом. Вам потребуется только ручка, бумага и 15-20 минут свободного времени и тишине. Закройте глаза и подумайте о том, что важно для вас в настоящий момент. Это может быть прошедшее или ожидаемое событие, эмоциональное состояние, желание или цель, актуальная проблема. Выразите это одним словом, которое и будет началом синквейна, а дальше следуйте предложенной выше схеме. Интересных открытий и хорошего дня, друзья! Буду рада, если вы поделитесь своим опытом в комментариях.
Привет, друзья! Продолжаю свою личную работу в арт-терапевтической практике и хочу поделиться с вами очередными результатами. Сегодня на повестке дня были синквейны.
3 минуты