Писатели друг другу кто?
Недавно приятель отказался идти на презентацию книги знакомого психолога со словами: «К конкурентам не хожу». Да, он тоже психолог и коуч. Я думаю об этом несколько дней. И пока я размышляла, насколько психолог психологу – конкурент, встретилась с двумя приятельницами писательницами: мы гуляли по Москве, обедали, пили игристое и болтали.
У меня сейчас крайне стрессовый период: финальная стадия сдачи проекта, далеко не все идет так, как хочется и планировалось. Честно признаюсь: такого неожиданно нервного проекта у меня еще не было. Но, как известно, все в жизни бывает в первый раз, и потом, когда все закончится, я буду вспоминать это как бесценный опыт. Потом. А пока подруги писательницы меня поддерживают. И даже тогда, когда я кричу, что сроки горят синим пламенем, а мозги дымятся, Марина говорит: «А давай я отведу тебя на экскурсию по местам, описанным в моем рассказе?». И мы идем с экскурсоводом по Воздвиженке, гуляем до Среднего Кисловского переулка, в котором Марина жила когда-то. И по всему маршруту она говорит: что вот здесь жила Анна из рассказа «Семейная сага», а вот здесь – другие герои другого ее романа. Заходим во двор бывшего дома Марины – там сейчас новый роскошный дом, но и ее сохранился: из окон она смотрела на фойе Большого зала консерватории. Но она рассталась с этой квартирой много-много лет назад, во времена, когда квартиры в центре не ценились так, как сейчас. А потом мы просто гуляли, пили игристое, и я поймала себя на том, что за эти несколько часов я ни разу вспомнила о своем нервном проекте.
Когда Лена Дорош (15 детективов за три года!) позвала встретиться, я поначалу отнекивалась: сроки, голова дымится… А потом подумала, что так я всех подруг растеряю. И мы ужинами в моем любимом китайском ресторане, болтали, жаловались друг другу на сложности писательской жизни (Лена как раз накануне поставила точку в новом детективе) и договаривались о том, что никакие сроки не должны мешать дружбе и лишать нас счастья общения.
Так кто мы, писатели, друг другу? Конкуренты? Нет. Так же, как и психологи. Потому что у каждого – своя грядка. Я не пишу детективов (но не исключаю в будущем), семейных саг (хотя и это возможно), а Марина и Лена не пишут нон-фикшн. Но даже если бы мы работали в одной области… До сих пор я считала, что писателей стало так много, что читателей на всех не хватает (значит – конкуренты?). Ан нет: недавно на одной из дискуссий, организованных премией им. Рубакина (моя книга «После революций. Что случилось с Восточной Европой» – в длинном списке), сказали, что число писателей сокращается. Лично мне так не кажется, но, может, это от того, что каждая моя вторая приятельница – писательница. И мы друг друга поддерживаем. И я с удовольствием хожу к ним на презентации, покупаю и читаю их книги. Они пишут совсем иначе, чем я, многие – лучше. И если я и завидую, так только тому, что – черт, как же она может так классно! (Наталья Соловьева и Екатерина Златорунская, это я сейчас о вас).
Спасибо вам, подруги по творческим мукам!
2 минуты
5 октября 2025