Найти в Дзене

4 октября Церковь празднует память святого Кодрата (+130). Святой был первым апологетом, то есть защитником христианской веры от гнева языческих императоров. Он обладал пророческим дарованием и проповедовал Евангелие.

Предание именует Кодрата Апостолом от семидесяти. Об избрании Семидесяти Апостолов говорится в Евангелии от Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк.10;1-2). Известно, что Апостолами от 70-и были Евангелисты Марк и Лука.

Сведения о Кодрате дошли до нас благодаря «Церковной Истории» Евсевия Кесарийского (270–339). Евсевий пишет, что Апология Кодрата в его время была весьма распространена и «имелась у большинства братьев».
«Дела нашего Спасителя всегда были очевидны, ибо были действительными. Людей, которых Он исцелил, которых Он воскресил, видели не только в минуту их исцеления или воскрешения; но они все время были на глазах не только когда Спаситель пребывал на земле, но и жили достаточно долго и после Его Воскресения, некоторые дожили и до нашего времени», - цитирует Евсевий Апологию Кодрата (IV,3,2).

Из таких великих свидетелей Христовых благодеяний предание сохранило нам житие воскрешенного Спасителем Праведного Лазаря. Кодрат свидетельствовал о том, что людей этих было весьма много. Видеть их могли и те, кто злословил доброе имя учеников Христовых. По всей видимости, вокруг этого зримого свидетельства благотворности христианства для человечества и всего творения Божия строилась вся Апология (ср.Рим.8,22).

Кодрат подчеркивает, что исцеленные Христом были видимы и долго жили. Тем самым, он настаивает, что христианство – не миф, и не философия, не идея или представление, а Евангелие – подлинная история. К сожалению, из всего текста Апологии до нас дошла лишь эта цитата.

Сохранившиеся у Евсевия слова, а также немногие драгоценные сведения о его биографии свидетельствуют о нем, как о непосредственном свидетеле жизни первых апостольских поколений. «Кодрат, как дочери Филиппа (в Книге Деяний), отличался даром пророчества. Известны и многие другие их современники – ряд мужей пришедших на смену Апостолов», - писал о нем Евсевий (3,37,1). Он же упоминает Кодрата, как равного, или даже принадлежащего к числу «новозаветных и ветхозаветных пророков». Евсевий пишет об его «уме и апостольском правоверии».

Согласно Преданию, святой проповедовал христианство в Малой Азии. В то время христиане часто страдали от несправедливых обвинений толпы и властей предержащих.

Христианство считалось новой религией, а потому, по законам Империи, не было дозволенным. Около 125 года, когда в Малой Азии находился император Адриан (117–138), Кодрат сам обратился к нему с апологией. Так именовалось письменное обращение в виде письма или трактата, в котором автор защищал доброе имя христиан и христианства.
Кодрат стал первым апологетом в истории. Духом Святым он передaл мужество свидетельства о Христе пришедшим на смену Апостолам апологетам христианской веры. По его примеру в последующие десятилетия к римским властям с требованием остановить несправедливые преследования обращались Феофил Антиохийский (+183), Татиан (120-180), Афинагор (133–190), Тертуллиан (150–220), и другие апологеты.

Скопировала фрагменты из статьи автора Августина Соколовски отсюда.

Апостол Кодрат, моли Бога о нас!

Также сегодня, 4 октября, вспоминаем святителя Дмитрия Ростовского.
4 октября Церковь празднует память святого Кодрата (+130). Святой был первым апологетом, то есть защитником христианской веры от гнева языческих императоров.
2 минуты