12 подписчиков
Возрастные особенности учащихся шестого класса (обычно около 12 лет) согласно теории Льва Семёновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина включают ряд важных характеристик психического развития ребёнка, находящихся на переходном этапе от младшего школьного возраста к подростковому периоду.
Основные возрастные характеристики:
По Л.С. Выготскому:
Выготский выделял зону ближайшего развития (ЗБР), определяющую потенциал ребенка для дальнейшего роста и взросления. Ученики 6-го класса находятся в конце периода младших школьников и начинают переходить к подростковой стадии, характеризующейся следующим образом:
- Интеллектуальное развитие: Происходит интенсивное формирование абстрактного мышления, дети способны анализировать ситуации, устанавливать связи между явлениями, проводить сравнения и обобщения. Это проявляется в интересе к научным дисциплинам, способности понимать более глубокие понятия.
- Социальное развитие: Важнейшей чертой становится стремление занять своё положение среди сверстников, возрастает потребность в признании, самоуважение и самооценка становятся чувствительными факторами. Появляется желание самостоятельно выбирать друзей и увлечения.
- Развитие речи: Активно формируется способность ясно выражать мысли устно и письменно, появляется критическое отношение к собственной речи и речам окружающих.
- Формирование волевых качеств: Возникают потребности контролировать себя, проявлять настойчивость и дисциплину, однако произвольное поведение ещё недостаточно устойчивое.
- Начало кризиса 12—13 лет: Начинаются первые признаки эмоциональной нестабильности, чувство одиночества, недовольство собой, повышенная чувствительность к критике, обидчивость и ранимость.
По Д.Б. Эльконину:
Эльконин рассматривает школьный возраст как период смены ведущей деятельности, влияющей на становление личности ребёнка:
- Ведущая деятельность: Учебная деятельность постепенно уступает место межличностному общению со сверстниками. Для детей важно принадлежать группе, чувствовать свою значимость внутри коллектива одноклассников.
- Особенности учебной мотивации: К концу начальной школы учебная мотивация снижается, особенно у мальчиков, возникают трудности с концентрацией внимания, интересом к учёбе и дисциплиной.
- Психологические новообразования: Формируется рефлексия, понимание своего внутреннего мира, возникает осознание собственных желаний и возможностей. Развитие самосознания сопровождается поиском своей роли и места в коллективе.
- Физическое развитие: Физически ребёнок находится на пороге полового созревания, которое характеризуется ускорением роста, изменениями тела, первыми признаками гормональных изменений.
Таким образом, учащийся 6-го класса представляет собой личность, находящуюся на переломном этапе, одновременно испытывающую влияние детских особенностей и начинающего подросткового кризиса. Педагогам и родителям важно учитывать этот этап, поддерживать гармоничное развитие ребёнка и способствовать формированию позитивного отношения к обучению и окружающему миру.
(С) Педагог-психолог Юлия Бакулина
2 минуты
1 октября