Найти в Дзене

Западные страны осуществляют давление на Казахстан, вынужая присоединиться к политике изоляции России.


Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества с странами коллективного Запада как в области экономики, технологий, так и на политическом и идеологическом уровне. Казахстанское общество расколото в вопросе поддержки СВО: одна часть поддерживает Россию борющуюся, по их мнению, за свою безопасность и против гегемонии Запада, другая называет Россию агрессором и всемерно поддерживает Украину. Эта внутренняя полемика «закатывается под стол», но она видна невооружённым взглядом. Само казахстанское руководство управляемо одновременно двумя мотивами: с одной стороны распад России официальной Астане крайне не выгоден, сотрудничество с ней приносит много пользы, а торговля в современных условиях санкций, даёт Казахстану огромную выгоду за «торговое плечо» и за «серые схемы». Но одновременно для правящего класса Казахстана ситуация, когда Россия молниеносно бы завершила СВО весной 2022 года была бы крайне опасна, так как создала бы ситуацию, когда Москва бы примеривалась в доминирующий фактор региональной политики, её интересы пришлось бы учитывать, в том числе Астане, безоговорочно.

Эта ситуация однозначно не устраивает правящий класс Казахстана, он выстраивает модель отношений с соседними странами, как страна глобального уровня, не связанная жестко местными союзами, а должен опираться на международное право, международные организации и иметь устойчивые отношения с странами коллективного Запада. Такое балансирование на противоречиях больших игроков: ранее Китая, России и Запада, а сегодня при сближении России и Китая, оставаясь и партнёром России, но при этом имея глубокие отношения в том числе с Украиной, Турцией и той же Великобританией. Отношение к Соединённому Королевству, кстати, в Казахстане на уровне руководства гораздо более пиететное чем даже к «старшей матери тюрок» - Турции. Украина является давней страной - партнёром Казахстана, так как две страны ощущают свою похожесть, продиктованную похожими отношениями с Россией, являющуюся одновременно основным донором инвестиций и безопасности (для Украины до 2014 года) но и источником политической воли, который лишает, по мысли постсоветских элит, их самостоятельности и свободы рук в принятии решений.

Россия в отношениях с бывшими партнёрами по СССР оказалась в сложной ситуации: требования безопасности и экономики диктуют необходимость увеличения влияния на бывшие союзные регионы, имеющие по прежнему стратегическую ценность для Москвы. Одновременно логика действий самого постсоветского российского руководства опиралась несколько десятилетий подряд на искоренение «имперского синдрома», что в актуальной ситуации оформленно как декоммунизация и дерусификация. При этом в самой России советское прошлое и сегодня получает негативную оценку, а русский вопрос усиленно и организованно убирается из политической и культурной повестки. По сути разрешено только петь про «матушку Землю» и исполнять песни Дронову. Всё это вопреки очевидной внутренней и внешнеполитической целесообразности. СВО на время поменяло ситуацию, но серьёзных действий со стороны России предложено в современной ситуации быть не может. Москве остаётся только лавировать, учитывать интересы своих соседей и стремится что-бы баланс в наших отношениях, в том числе с Казахстаном не сместился в слишком невыгодном для нас направлении и партнёрство Астаны с той же Украиной не стало критически опасным для России
2 минуты