3 подписчика
Его убиLа анестезия.
Приближается 4 октября — Международный день космоса.
При чём здесь анестезиология? Всё дело в том, что академик Сергей Павлович Королёв, великий советский учёный, пионер в ракетостроении, по сути, умер на операционном столе.
Впервые я узнала об этом, прочитав рекомендованную одной из подписчиц книгу «Сердце хирурга» Фёдора Углова.
В рукописи, без имён, описывается история гибели одного из крупнейших советских учёных.
Это было в далёком 1966 году. Анестезиология в СССР только набирала обороты, и даже специальность тогда называлась иначе — врач-наркозник (или «врач-наркотизатор»). Не знаю, насколько в то время были отработаны протоколы и алгоритмы, ведь анестезию проводил молодой врач, и автор делает на это скидку, рассказывая о произошедшем.
Но вернёмся к Королёву. Ему было всего 59 лет. Чуть склонный к полноте, крепкий, в самом расцвете карьеры…
У него обнаружили полип в прямой кишке. Он немного кровил — этим и выдал себя. Операция намечалась простейшая: удалить полип под местной анестезией.
Королёв, занятый до предела, лёг на операцию не сразу. Надеялся, что через пару дней и не вспомнит о проблеме.
Однако при удалении образования началось обильное кровотечение. Остановить его не удавалось. Экстренно пришлось расширить объём вмешательства — перейти к лапаротомии, рассечению передней стенки живота.
Естественно, возникла необходимость углубить наркоз — перейти на общий. Для этого требовалась интубация: ввести трубку через рот в трахею.
Но это не удалось ни практиканту, ни одному из трёх опытных врачей, спешно вызванных на помощь.
Распространена версия, что причиной стала старая травма — давний перелом челюсти. Рот Королёва попросту не открывался достаточно широко. А поскольку все рассчитывали на лёгкую, быструю операцию, к общей анестезии никто заранее не готовился.
Когда хирурги провели лапаротомию, стало ясно: полип был лишь частью опухоли толстой кишки. Остановить кровотечение можно было только, удалив поражённые ткани. Операция длилась более четырёх часов. Интубировать так и не удалось.
Кровопотеря в сочетании с кислородным голоданием привели к смерти Сергея Павловича через полчаса после завершения операции.
В официальном сообщении тогда сказали лишь, что у гениального учёного «остановилось сердце».
Нет худа без добра. Данный случай послужил толчком для развития отечественной анестезиологии. Сейчас алгоритмы трудной интубации знает каждый ординатор нашей специальности.
Эта история напоминает мне: не бывает «простых» анестезий и «лёгких» пациентов. Ты всегда должен быть готов к самому непредсказуемому развитию событий.
И нет, к сложностям не привыкаешь.
2 минуты
19 сентября 2025