193 подписчика
Какой матери невозможно угодить?
Тревожной. И она всегда недовольна, потому что всегда в тревоге. Ребёнок часто слышит: «Я за тебя переживаю», «Ты меня расстраиваешь». Он не может её успокоить — даже будучи идеальным. При этом ребенку не под силу снять тревогу у матери, ведь сама мать не может себя успокоить и не знает, как.
Тревожная мать стремится запрещать всё, что только может вызвать у неё беспокойство. Поэтому ей невозможно угодить. Она всегда недовольна, потому что тревога никогда не прекращается. Ребенок все время слышит: «Ты очень меня огорчаешь», «Я за тебя волнуюсь», «Почему ты так меня расстраиваешь?». И успокоить ее он не в состоянии — даже если ведет себя идеально.
Запрещающие жесты и интонации такая мать начинает использовать с самого раннего возраста, и ребенок мгновенно их усваивает. Если дать ребенку задание, а потом прервать его, не дав довести начатое до конца, остается в памяти именно незавершенное действие. Это получило название «эффект Зейгарник» — в честь открывшего его советского психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник.
Такой тип фиксации связан со стрессом: память прежде всего сохраняет переживания, связанные с фрустрацией. Это лежит в основе бессознательной стратегии выживания.
Мать для ребенка — это объект привязанности и образ, с которым он себя идентифицирует. Когда она что-то запрещает, он ощущает фрустрацию —эмоциональное потрясение из-за невозможности реализовать желание. Через такое переживание запрет закрепляется в психике. Процесс, когда запретительные интонации и жесты матери становятся частью внутреннего мира ребенка, психоаналитик Гарри Салливан назвал «инкорпорацией» — то есть буквально «включением в тело». Так на ранней стадии формируется очень жесткое суперэго, известное в психоанализе как садистическое. Теперь ребенок боится совершать какие-то действия не потому, что мать запрещает, а потому что запрет существует уже внутри его личности.
❗️Тревожная мать становится, по сути, тираном. Ее запреты превращаются во внутренние ограничения ребенка, порождая хроническую тревогу и тормозя развитие.
Ребенок становится чем-то вроде послушного робота - ведь ему должно нравится то, что нравится маме, и должен делать только то, что разрешено.
1 минута
12 сентября 2025