72 подписчика
#храмы #барокко #Рим #Борромини #центрические_здания
Рим. Церковь Сант иво алла Сапиенца.
1642-1660. Ф.Борромини.
Фото 2009 АЯ
Шедевр барокко - центрический ярусный храм со сложным звёздчато-лепестковым планом, созданным на основе наложенных друг на друга треугольника и трифолия, был виртуозно встроен в уже существовавший к тому времени двор римского Университета и стал главным украшением всего архитектурного комплекса.
Снаружи башнеобразный многолепестковый объём церкви увенчан знаменитой миниатюрной вавилонской башенкой, ставшей чем-то вроде архитектурного мема своей эпохи, и представляющей собой спиралеобразную коническую структуру с ажурной короной (или тиарой), несущей яблоко с крестом.
Внутри складчато-ребристый нижний ярус храма оформлен коринфскими пилястрами, которые словно пытаются сдержать драматически пульсирующую поверхность, состоящую из изящно закруглённых экседр пространственного трилистника и контрастирующих с ними сдавленных выпуклостей на срезанных углах треугольника. Верхний ярус купола представляет собой сложный ребристо-складчатый свод, в целом повторяющий очертания плана. Купол освещён шестью окнами, чередующимися по размеру и форме арочных проёмов. Вся поверхность сводов испещрена разнообразными лепными украшениями в виде херувимов, коронованных пальмовых и лавровых венков, геральдических звёзд и шестиверхих горок (фамильный герб папы Александра VII из рода Киджи, при котором заканчивалось строительство храма).
Символика трёхосно-центрического плана очевидным образом связана с геометрической Тринитальной иконографией, широко распространённой в архитектуре барокко, и уходит корнями в эпоху готики, когда споры строителей великих соборов занимали споры о символическом и эстетическом превосходстве равнобедренного, либо равноконечного треугольника, как основного модуля при сооружении нервюрных сводов.
1 минута
20 сентября