Найти в Дзене
85 подписчиков

Знаете как язык, в смысле речь, работает в мозге?


Представьте ребенка с аутизмом. Он видит мир очень конкретно, почти фотографически. Если сказать🍏 «яблоко», он представит именно то яблоко, которое видел, когда ему сказали, что это яблоко: зелёное, с точкой на боку. Для него слово и предмет связаны жёсткой, прямой нитью.

Теперь вообразим, что вы добавляете: яблоко — это «фрукт». Нейротипичный ребёнок легко протянет нить: «если это яблоко = фрукт, значит и другое, тоже фрукт, а еще груша, апельсин и слива». Он не прилагает усилий. Так работает его мозг.

Но аутичный мозг часто не может увидеть такие связи. Для него яблоко остаётся яблоком. А чтобы появилась новая связь, нужно его этому специально учить: показать, сравнить, объяснить, повторить.

Именно поэтому у детей с РАС мы нередко видим буквальное понимание речи. Фраза «держи ухо востро» скорее заставит их потрогать ухо, чем быть более внимательными. Метафора не «цепляется», потому что паутина связей в их мозге устроена иначе: меньше гибкости, больше прямоты.

Как работает нейротипичный мозг?

В нейротипичном развитии всё иначе. Один опыт рождает целую сеть. Ребёнку показали яблоко → он тут же связывает его с вкусом, ароматом, понятием «фрукты», картинкой в книжке, игрой Fruit Ninja и айфоном .

🕸️Эти связи расползаются паутиной: «яблоко вкуснее моркови», «яблоко похоже на грушу», «яблоко можно подарить другу и будет приятно», «мне не дали яблоко и было обидно».

Такая гибкая сеть позволяет нам мыслить абстрактно, строить планы, понимать юмор и метафоры. Слова становятся не просто ярлыками для вещей, а мостиками между понятиями, идеями, эмоциями, людьми.

Но те же связи делают возможными тревогу, стыд и застревание в мыслях.
Например: «Если я ошибусь → я плохой человек». Это связь, которую однажды установил мозг в социальной ситуации, но она стала реально влиять на чувства в разных жизненных обстоятельствах.

Учёные назвали это «теорией реляционных фреймов». По сути, это наука о том, как мозг учится связывать всё со всем. У кого-то сеть получается разветвленной и гибкой, у кого-то — более жёсткой и прямой. Но именно эта паутина делает нас людьми: даёт язык, мышление, возможность предсказывать и мечтать.

Аутизм с точки зрения ТРФ— это не «отсутствие языка», а иная организация паутины смыслов:
✔️нитей меньше,
✔️они жёстче и прямее,
✔️труднее переплетать новые связи, особенно социальные и абстрактные.

Почему важно знать это?

Ну если вы имеете отношение к аутизму, вы будете лучше понимать, как обучать и взаимодействовать с детьми/людьми с РАС.

Но даже если аутизма нет даже на горизонте, это все равно очень важно знать!

Потому что знание дает возможность понять: за словами стоят не «жёсткие факты», а связи.

Это тааак освобождает!

Теперь можно перестать путаться в паутине тревожных мыслей и выбрать те связи/пути, которые ведут к ценностям и эффективным действиям.

Теория реляционных фреймов - основа ACT (терапия принятия и ответственности), которая строится на том, чтобы:

📌Замечать, что мысли — это не факты, а всего лишь связи внутри фреймов.
📌Учиться «расцепляться» с ними (например, через метафоры, осознанность, упражнения).
📌Выбирать действия не из страха или избегания, а в сторону ценностей.

#АСТ
2 минуты