Найти в Дзене
72 подписчика

#храмы #Тушино #новостройки #церкви #русская_архитектура #интерьеры #новый_русский_стиль #Москва

Москва. Тушино. Церковь Св.кн.Владимира.
2019-2023. С.Э.Чобан (общий проект), А.И.Болдырев (ГАП), Д.М.Смирнов (интерьер).

Изысканно-холодноватый, но по-своему выразительный пример "нового русского стиля". Столпообразный храм, завершённый горкой кокошников и луковичной главой, очень удачно поставлен на живописном берегу Москва-реки и является центральным и фактически единственным архитектурным акцентом нового района, хаотически застроенного высотками разнообразной уродливости и дороговизны.

Рядом расположен отдельно стоящий круглый музейно-выставочный павильон.

Отлично прорисованный лаконичный вертикализированный силуэт храма отсылает к шатровой церкви Вознесения в Коломенском (1528-1532, Петрок Малой) и храму Св.Алексия в Лейпциге (1912-1913, В.А.Покровский) - памятнику русской победы над Наполеоном. Хотя конструктивная идея перекрытия в форме открытой в интерьер горки кокошников восходит к другому произведению неорусского стиля - Спасской церкви в посёлке Клязьма Московской области (1913, В.И.Мотылёв по рисунку С.И.Вашкова).

Тонко проработанные орнаменты фасадных прясел явно вдохновлены владимиро-суздальской романикой и, прежде всего, Георгиевским собором в Юрьеве-Польском (1230-1234, 1471). Храм поставлен на высоком подклете и окружён гульбищем, которое несколько неудачно перебивается входными пилонами, похожими на дзоты какого-то бункера или вентиляционные блоки.

Интерьер вызывает скорее смешанные чувства. В целом стилистика его явно навеяна мотивами ар-деко (что уже нехарактерно для русской православной архитектуры, но именно это и необычно). Центрическое пространство - хорошо освещено и устремлено ввысь.

Остроумно продумана вечерняя подсветка сводов горки кокошников изнутри, подчёркивающая парящую конструкцию "семи небесных сфер". Вертикализм пространства и светлая цветовая гамма с использованием мрамора и мозаик красновато-золотисто-серебристых оттенков, в целом создают возвышенное и приподнятое впечатление.

Однако жёсткие, острые и холодные формы некоторых деталей декора и в особенности механистичные неживые образы, такие как огромное металлическое распятие по центру алтарной стены выглядят несколько пугающе. Честно говоря, креститься на такое распятие рука не поворачивается... Здесь уже явно чувствуется, как говорится, "рука мастера", автора мрачного храма в Кубинке и аляповатого собора в Сретенском монастыре.

Фото 2025 АЯ.
2 минуты