Найти в Дзене
72 подписчика

Заметки на полях о Мифе, Искусстве и кое о чём ещё. По следам изучения Мифа с научной и философской точек зрения, последней прослушанной лекции о тройственности в Искусстве. И ещё по следам моего мысленного потока.


Каждый миф содержит в себе Иггдрасиль — некую ось мира, соединяющую не только Небо и Землю, но и Подземный мир, как бы он ни был представлен. Эта ось — обязательное условие существования мифа и происходящего из него мира. Происходящего из него — потому что, если опираться на Мирчу Элиаде и его исследования архаических сообществ, мир — только следствие мифа, миф главнее, он предопределяет и объясняет всё сущее, потому что он когда-то, в незапамятные времена, произошёл. И его происшествие — факт, имеющий свои следствия в виде, например, появления человека.

Ось мира, Axis mundi, необходима, потому что гармоничная, стабильная и безопасная жизнь без взаимосвязи трёх миров между собой — невозможна. Связь эта динамична, она работает во все стороны, и мы можем сказать, что человек — единственное существо, постоянно взаимодействующее со всеми тремя мирами. Человек здесь и единственный свидетель существования этих миров (возможно, и единственный автор), и — зачастую — главный герой. Тот герой, который забирается и на вершину Олимпа — если боги не приходят оттуда к нему, — и спускается в царство Аида. И живёт на своей земле, разумеется. Соединяет собой все три мира, является тем звеном, которое обеспечивает между ними сообщение. Человек — это тоже своеобразная ось мира. Во всяком случае, того мира, который появился благодаря его озвученному воображению.

Произведение Искусства — самый очевидный пример такого мира, созданного человеком. Конечно, весь человеческий мир — со всеми его смыслами и сущностями, которые человек наплодил, — создан человеком, но не будем об этом. Искусство. В каждом хорошем произведении Искусства есть Axis mundi: Небо, Земля и Подземный мир. К этим трём мирам можно отнести разное — зависит от ракурса, предмета рассмотрения, etc. Но я предлагаю посмотреть вот так: Небо — высший смысл, мораль, некая духовная составляющая, возможно, исток мифа конкретного произведения; Земля — пространство событий, исток героя и его проблемы; Подземный мир... Я бы отнесла сюда чувства, привязанности как героя, так и автора, поскольку в них — драма и препятствие, что-то, что герою нужно преодолеть, с чем нужно вступить в контакт и усмирить, договориться, победить. Под чувствами я имею в виду не только то, что нам всем в первую очередь приходит в голову, но и разного рода сомнения, чаяния, жажду справедливости, смятение, то бесчисленное количество вопросов, какое герой (и автор) задаёт себе и миру, etc. Только любви здесь нет, потому что она больше про Небо, про высший смысл.

Почему я засунула все эти прекрасные вещи, перечисленные выше, прямиком под трон Аида, спросите вы? Потому что они, равно как и сам Аид, могут запереть героя внутри, лишить его развития — и тогда у него не будет пути ни к себе на Землю, ни наверх. И вот в преодолении (а преодоление — это всегда и смирение, и принятие, и взаимодействие тоже, вы заметили?) этого, по большей части, и заключается путь к Небу.

Выше я говорила, что человек тоже ось мира. Вспомнили? А теперь примените это к себе. Спасибо за внимание.
Заметки на полях о Мифе, Искусстве и кое о чём ещё. По следам изучения Мифа с научной и философской точек зрения, последней прослушанной лекции о тройственности в Искусстве.
2 минуты