27 подписчиков
Если сравнивать #саммит в Анкоридже с подобными событиями предыдущей холодной войны, то наиболее близкая аналогия - это встреча "большой четвёрки" в составе советского лидера Никиты Хрущёва, американского президента Дуайта Эйзенхауэра, британского премьера Энтони Идена и французского премьер-министра Эдгара Фора в Женеве в июле 1955 года (ровно через десять лет после Потсдамской конференции, окончательно заложившей основы мирного урегулирования в Европе). Разумеется в Швейцарии были представлены четыре стороны, а на Аляске только две, но нынешние Великобритания и Франция не обладают тем же весом в мировой политике, какой был у этих стран в середине 1950-х годов.
#Анкоридж уместно сравнивать с Женевой, потому что 70 лет назад, как и сегодня, на саммите в верхах решался важный вопрос о правилах взаимоотношений великих держав. Иными словами, впервые с 1945 года #Москва, #Вашингтон, #Лондон и #Париж задумались о том как жить дальше и удержать нарастающую конфронтацию в относительно безопасных рамках. Кстати, в Женеве много говорили о нейтрализации и внеблоковом статусе, но не Украины, а Германии. #СССР предлагал объединить недавно появившиеся #ГДР и #ФРГ в единое германское государство при условии его нейтрального статуса (по образцу Австрии, с территории которой в том же 1955 году были выведены войска союзников, после чего она объявила себя нейтральной страной).
Более того, Никита #Хрущёв предлагал в Женеве одновременный роспуск #НАТО и только что появившейся к тому времени Организации Варшавского договора. Взамен предлагалось создать общеевропейскую систему безопасности. Однако США, Великобритания и Франция все советские предложения отвергли и стали создавать на основе западногерманской армии ядро сухопутных сил Североатлантического альянса в Европе (то есть делать примерно то же самое, что сейчас западные союзники исполняют в отношении Украины). В общем, договориться по гарантиям безопасности на европейском континенте в 1955 году не удалось и первая пристрелка с целью выработки правил холодной войны закончилась ничем.
Потом эти правила были созданы, а финальную точку в этом процессе поставил Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в #Хельсинки через 20 лет - в августе 1975 года. Но этому предшествовали бурные события, включавшие в себя балансирование на грани третьей мировой и ядерной войны. Надо было пройти через Суэцкий кризис 1956 года и другие конфликты на Ближнем Востоке, обострение западноберлинского вопроса в 1958 - 1961-м и появление Берлинской стены, драматические события на Кубе в 1962-м, войну во Вьетнаме и многое другое, чтобы признать новый баланс сил на международной арене и вернуться к обсуждению правил игры между ведущими акторами.
Сегодня ситуация в мировой политике ничуть не лучше, чем в 1955 году. Возможно, даже хуже, в том плане, что тогда у власти находились политики, прошедшие горнило второй мировой войны и не желавшие повторения подобных событий. Сегодня качество политических элит, в особенности в Европе, ниже на порядок. И многие на старом континенте даже не понимают, какой пожар они могут раздуть. Но европейские державы больше не играют первую скрипку и поэтому их можно вынести за скобки, что и сделано в Анкоридже: саммит носит двусторонний характер, а договаривающихся сторон две - #Россия и #США.
На этой встрече можно будет наблюдать ту самую первую пристрелку и начало пути, который возможно приведёт международные отношения к более стабильному формату (но шансы на успех вовсе не абсолютные). Важно понимать, что стабилизация не наступит сразу и вдруг: как минимум в ближайшее десятилетие предстоит пройти опасным путём острых кризисов и вооружённых конфликтов средней и малой интенсивности. Хочется надеяться, что удастся избежать ограниченной ядерной войны (про всеобщую и говорить нечего). В итоге в 2035 - 2040-х годах мы получим тот мир, который будет относительно устойчивым и прогнозируемым. Он продлится примерно полвека, а потом снова всё сначала. Таков путь в мировой политике и так было всегда.
3 минуты
15 августа 2025