Найти в Дзене
7620 подписчиков

Мы – я и другие товарищи, не раз утверждали, что Хрущёв, поставив первым пунктом идеологии антисталинизм, сделал неизбежным возвращение СССР к капитализму. Нам отвечали: не может быть, ведь сам «Никита» и все, кто правил после, клянись в верности марксизму-ленинизму! Последний из них – Горбачёв, требовал, чтобы было «больше социализма», и открыл Ленину памятник на Октябрьской площади.

Однако некоторые современники «коммунистических» лидеров того периода – а если честно, их соучастники – проговариваются, что они тут строили на самом деле.
Карен Нерсесович Брутенц начинал свою партийную карьеру при Сталине. Затем дорос до ЦК КПСС. Начиная с осени 1963 года, тринадцать лет был в должности консультанта Международного отдела ЦК, позже стал заместителем заведующего этим отделом. То есть верно служил при Хрущёве, Брежневе, Андропове и Черненко, потом был советником президента СССР Горбачёва, да и Ельцину послужить успел.
В конце жизни написал он книгу «Тридцать лет на Старой площади» (М.: «Международные отношения», 1998), в которой кроме похвальбы встречаются признания в растущей неэффективности экономики и политики СССР, в потере влияния в мире, в отсутствии хоть каких-то планов и даже целей в помощи компартиям Запада и народам развивающихся стран Азии и Африки. Автор не раз упоминает, что страну целенаправленно пропитывали антисталинизмом: «…консультанты оказывали некоторое позитивное влияние. …Оно было однозначно антисталинистским, когда речь шла о каких-то документах, проходивших через консультантское русло».
Полное впечатление, что ЦК КПСС придерживался идеологии строительства никакого не коммунизма, а именно антисталинизма – и уже не удивляет, что результаты (автор скромно называет их «демократическим обновлением») его радуют, а огорчает лишь то, что Хрущёв остался недооцененным:
«Именно с Хрущёвым связана едва ли не самая трудная часть пути, пройденного страной к демократическому обновлению. Без февраля 1956 года был бы невозможен ни март 1985-го, ни август 1991-го. К сожалению, сегодня это понимают немногие. Для одних он «недопил», а для других – «перепил». Сегодня нередко поют бесстыдную хвалу царям, Хрущёва же обходят даже вниманием. Остаётся уповать на Время, которое, конечно, всё расставит по своим местам».
Надеюсь, мы ещё увидим, что и кого Время расставит по местам.
1 минута
105 читали