Найти в Дзене
61 тыс подписчиков

❓"А что вы скажете о контртеноре Клаусе Номи?" Это один из тех вопросов в комментариях, на которые я обещала подробно ответить читателю, но обещание утонуло в текучке будней. Прошу за это прощения и отвечаю.

Cначала о том, кто это такой. Возможно, не все слышали его имя.

Клаус Номи - это немецкий вокалист, выступавший на американской эстраде в 70-х и начале 80-х годов, и прославившийся, благодаря трём обстоятельствам:
✔️ своему уникальному сценическому образу (что-то вроде очень странной поющей марионетки в костюме инопланетного клоуна с нарисованными бровями и губами в стиле Марлен Дитрих);
✔️ тем, что он смешивал в своём репертуаре лёгкий жанр с оперными (причём женскими) ариями, переходя при этом с мужского голоса на "женский", фальцетный (слово "контртенор" тогда ещё мало кто знал);
✔️ а также тем печальным обстоятельством, что он стал одной из первых жертв СПИДа, и умер от этой новой напасти 20 века в возрасте 39 лет.
Как это часто бывает, внезапная смерть быстро превратила его в культовую фигуру со всеми вытекающими из такого статуса мифами и легендами.

Почти в любой Википедии вы прочитаете о Клаусе Номи, что это немецкий контртенор, обладавший необыкновенным голосом с диапазоном в несколько октав (называют от 10-ти до 3-х), и новаторски смешавший в своем репертуаре популярную музыку и оперную классику.

Что тут правда, а что вымысел?

Назвать Номи "немецким контртенором" - это всё равно, что назвать Филиппа Киркорова "русским баритоном", а Пола Маккартни "британским тенором". Такая терминология по умолчанию предполагает, что речь идёт об академическом вокале, то есть об оперном или камерном певце.
Но Номи - эксцентрик, эстрадный певец. То, что в его репертуаре было несложные оперные арии (всего три), которые он пел на любительском уровне, не делает его академическим певцом. Это всего лишь элемент эстрадного шоу, где и микрофон, и минусовка вместо оркестра, и вокальная фальшь, и смешение вокальных техник, и всякие спецэффекты - вариант нормы.
Поэтому говорить о нём как о контртеноре можно было бы только в том случае, если бы он профессионально выучился академическому вокалу и выступал бы на оперной сцене.

Что касается десяти октав вокального диапазона, то это из разряда популярных народных легенд, с которыми люди категорически не хотят расставаться. Такое пишут те, кто не знает, что такое октава и как измеряется вокальный диапазон. Кстати, в комментариях к моей статье 👉"Мифы и блефы вокала" читатели долго ломали копья на эту тему.

Если взять любую песню Номи и посмотреть её диапазон, окажется, что это полторы октавы природного голоса (тенора) плюс одна октава в контртеноровой технике.
Оценивать Клауса Номи нужно с позиций того жанра, в котором он работал. Наверняка, он заслужил все свои лавры, которыми его наградила публика 80-х. Но записывать его имя в список известных контртеноров, в которых значатся Деллер, Жарусски, Фаджоли и др., нет никаких оснований.
✔Статьи об известных контртенорах - 👉здесь и 👉здесь.
❓"А что вы скажете о контртеноре Клаусе Номи?" Это один из тех вопросов в комментариях, на которые я обещала подробно ответить читателю, но обещание утонуло в текучке будней.
2 минуты
740 читали