931 подписчик
17 июля 1785 года на берегу Мадагаскара под пальмовыми ветвями словацкий авантюрист Мориц Бенёвский, облачившись в синий мундир с золотыми эполетами, провозгласил себя императором острова. В руках он держал не королевский скипетр, а пистолет — символ его невероятной жизни. Собрав вождей племен мальгашей, он зачитал манифест на смеси французского, латыни и малагасийского: «Отныне я, Маурициус Августус, император Мадагаскара, объявляю войну Франции за угнетение свободных народов!». Так начался последний акт фантасмагорической эпопеи человека, чья биография читалась как приключенческий роман.
Всего 14 лет назад Бенёвский был ссыльным на краю света — в камчатском остроге Большерецк. Он попал туда не случайно: как участник польского восстания Барской конфедерации против России, он дважды попадал в плен к русским войскам. В первый раз его отпустили «под честное слово», но он нарушил клятву и снова взялся за оружие. После второго плена его отправили в Казань, откуда он бежал с товарищем-шведом. В Петербурге их выдал голландский капитан судна, на котором они надеялись уплыть в Европу. По личному указу Екатерины II Бенёвского сослали на Камчатку — подальше от мятежных замыслов.
Подняв мятеж в Большерецке, он убил коменданта, захватил галиот «Святой Петр» и с 70 беглецами пустился в безумное плавание через Тихий океан. Через тайфуны, японские запретные воды и голодные бунты команды он добрался до Макао, продал корабль и явился ко двору Людовика XV как герой. Король поручил ему колонизацию Мадагаскара. В 1774 году Бенёвский основал порт Луисбург (ныне Маруанцетра), выучил язык мальгашей и даже стал ампансакабе — верховным вождем. Но когда Париж заподозрил его в создании личного королевства, экспедицию свернули, вручив мятежнику орден Святого Людовика "за услуги Франции"
Отвергнутый Европой, он нашел поддержку у молодой американской республики. Бенджамин Франклин лично рекомендовал его Конгрессу, а потомок Магеллана Джон Гиацинт де Магеллан профинансировал экспедицию. В январе 1785 года на бриге «Неустрашимый» Бенёвский вернулся на Мадагаскар. Французский форт Фулпойнт пал за сутки. На его руинах авантюрист заложил столицу своей империи — Маурицию (сегодня Маруанцетра), назвав город в свою честь. Для легитимности он предъявил вождям поддельную грамоту от австрийского императора Иосифа II, «даровавшую» ему остров.
Война с Францией длилась 10 месяцев. Бенёвский вооружал мальгашей мушкетами, строил бастионы и даже чеканил монеты со своим профилем. Но 23 мая 1786 года французский десант капитана Лоршера штурмовал Маурицию. Когда пушки разнесли деревянные стены, аборигены бросились в бегство. Бенёвский, в сияющей треуголке с золотым галуном, встал на валу с саблей: «Вперед! За мной!». Пуля попала ему в грудь. По легенде, умирая, он крикнул наступавшим солдатам: «Не стреляйте! Я король!».
Французские архивы называли его аферистом: реально он контролировал лишь клочок побережья. Его мемуары (1790) полны выдумок — например, о плавании через Берингов пролив, что физически невозможно. Но для мальгашей он остался героем, изгнавшим колонизаторов. В Словакии и Польше его чтят как национального символа, а в Маруанцетре стоит памятник с надписью: «Основателю города».
2 минуты
17 июля