164 подписчика
Водная станция на Упе. Занятия по водно-моторному спорту в Туле.
Водная станция была открыта в Туле летом 1930 года чуть выше по течению современного Чулковского моста. Первоначально она называлась "Водная станция ОСПС" и включала водный стадион на левом берегу Упы и лодочную пристань на правом. Находилась она чуть выше старого Чулковского моста, там же находился городской пляж. Перед войной она изменила название и стала "Водной станцией металлистов", позднее - "Динамо". Станция пострадала во время войны и была восстановлена пленными немецкими солдатами во второй половине 1940-х годов. По правую руку от моста расположился водный стадион «Динамо», по левую – водная станция ДСО «Труд». Теперь здесь были две вышки для прыжков, плавательные дорожки, трибуны, пляж, лодочная станция. На водном стадионе проходили сборы велосипедисты (фото 1, 2, 1958 год). После постройки первого в Туле закрытого бассейна на ул. Гоголевской в 1958 году, а также вследствие обмеления и загрязнения Упы популярность открытого стадиона упала, а в начале 1970–х годов с началом строительства нового Чулковского моста была закрыта окончательно. Некоторое время ещё работала лодочная станция, уступившая своё место ТРЦ "Макси".
«С Чулковского моста, который был значительно выше 10-метровой вышки, мы, пацаны, преодолевая определенный страх, прыгали в воду. А сейчас в местах нашего приводнения из воды торчат кусты каких-то растений, — писал в своей книге воспоминаний „Хроника судьбы“ Александр Черносвитов. — Там же, на реке, где стояли скутера, я в 1962 году, как допризывник, в водолазном костюме опускался на дно реки».
В августе 1958 года в Киев на заключительный этап Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодёжи приехали тульские спортсмены - водномоторники, как их тогда называли. Проходили старты на Матвеевском заливе Днепра. Тульская лодка своим внешним видом вызвала усмешку у искушённой публики. Её сразу окрестили "тульским ящиком", а самих спортсменов "сухопутными моряками". Но после победы в первый день на дистанции 10 км (четыре круга по 2,5 км) экипажа в составе водителя Бориса Марьина и механика Михаила Рогачёва и удачного финиша ещё трёх экипажей, мнение о наших земляках изменилось. Во второй день туляки опять были первыми, а команда Тульской области стала победителем спартакиады. Через десять дней здесь же туляки выиграли всесоюзные соревнования по водно-моторному спорту. Отвечая на вопрос "почему вы так быстро ходите?" Борис Марьин ответил: "Мы самовар тульский в корму ставим. Миша сапогом огонь в трубе раздувает - вот и идём".
На 8-м снимке запечатлены слева направо механик-инструктор А. Комаров, спортсмены А. Корнеева, Б. Марьин, М. Рогачёв, И. Бордашова и Е. Кузовлев.
В 1949 году клуб расположился в здании, получившем новое название "Морская школа" на Менделеевской в историческом доме бывшего Спасо-Преображенского собора женского Успенского монастыря . На берегу Упы построили небольшую водную станцию. Через 10 лет в клубе занималось уже 370 человек, было 20 скутеров, в большинстве сделанных своими руками, 15 подвесных моторов, 5 буеров и даже катер. Марьин и Рогачёв стали мастерами спорта СССР. Тренировки в 1959 году на Упе начались 1 апреля, а 10 мая прошли гонки, посвящённые открытию летнего сезона. Из-за узости реки, на тренировки спортсмены неоднократно выезжали в Шатск, Суворов, Щёкино, Алексин. Клуб и спортсмены принесли городу всесоюзную известность.
Неоднократно писали о них в газетах и журналах.
«Многолюдно было в минувшее воскресенье на берегах Упы в Туле. Здесь проходил водно-спортивный праздник, посвященный Дню Военно-Морского флота СССР.
Большой интерес вызвал заезд на скутерах. Словно ракеты проносятся они, едва касаясь воды».
«Молодой коммунар», 28 июля 1965 г.
3 минуты
27 июля
123 читали