931 подписчик
14 июля 1471 года на берегах реки Шелони (недалеко от современных деревень Скирино и Велебицы в Новгородской области) произошла решающая битва, предопределившая судьбу Новгородской республики. К середине XV века усиливавшееся Московское княжество во главе с Иваном III все активнее стремилось подчинить себе вольный Новгород, сохранявший независимость и республиканские традиции вечевого управления. Новгородская боярская верхушка, особенно группировка Марфы Борецкой и ее сына Дмитрия, видя угрозу, искала союза с Великим княжеством Литовским и королем Казимиром IV. Эти переговоры и приглашение литовского князя Иван III использовал как повод для войны, объявив поход "крестовым" и обвинив новгородцев в "измене православию" – особенно после того, как они отправили кандидата в архиепископы к митрополиту в Киев, находившемуся под властью Литвы.
Московские войска под командованием воевод Даниила Холмского и Фёдора Хромого совершили быстрый марш и неожиданно для новгородцев форсировали реку Шелонь в районе устья речки Дряно (Дрань), воспользовавшись удобным пологим берегом. Новгородское ополчение, возглавляемое Дмитрием Борецким и Василием Казимиром, было застигнуто врасплох. Хотя летописи говорят о 40 тысячах новгородцев, современные историки считают эти цифры сильно завышенными; реально с обеих сторон сражалось примерно по 5-12 тысяч воинов. Но ключевое отличие было в качестве войск: москвичи располагали профессиональными полками, включая союзников из Твери и Пскова, а главное – мощной татарской конницей касимовского хана Данияра, вассала Москвы. Новгород же выставил в основном плохо обученное ополчение горожан и ремесленников. Архиепископский полк вообще отказался вступать в бой.
Решающую роль в битве сыграла именно татарская конница Данияра. Ее отряды нанесли сокрушительный удар во фланг и тыл новгородской пехоты. Татары использовали свою традиционную тактику: они осыпали противника тучами стрел, целясь прежде всего в лошадей. Летопись описывает это так: "Кони же их, яко възбеснеше... начаша метатися под ними". Испуганные кони сбрасывали тяжеловооруженных новгородских всадников, сея панику и хаос в рядах ополченцев. Хотя некоторые историки оспаривают место татар в первой линии атаки, их роль в разгроме новгородцев была ключевой. Потери новгородцев были ужасающими: около 12 тысяч убитых и до 2 тысяч пленных, включая Дмитрия Борецкого, которого позже казнили по приказу Ивана III. Археологи в 1862 году даже нашли братскую могилу павших у реки Дряно, но ее точное место сейчас утеряно.
Последствия Шелонской битвы были катастрофическими для Новгорода. Уже в августе 1471 года был подписан Коростынский мир на крайне тяжелых условиях: Новгород признал Ивана III своим верховным судьей, отказался от самостоятельной внешней политики и любых сношений с Литвой, лишился части территорий и уплатил огромную контрибуцию. Фактически битва уничтожила военную мощь и политическую элиту республики. Она стала точкой невозврата. Всего через семь лет, в 1478 году, после нового похода Ивана III, Новгородская республика окончательно прекратила свое существование. Вече было распущено, а его символ – вечевой колокол – вывезен в Москву. Так пала последняя крупная альтернатива централизованному Московскому государству на русских землях. Победу на Шелони московские книжники представили как торжество "единовластия" и православия над "крамолой" и "вечевой прелестью", заложив идеологический фундамент для создания единого Русского государства. Участие татарской конницы хана Данияра, бывшего ордынца, ярко иллюстрирует сложный процесс интеграции военных сил и традиций в формирующейся Московии.
∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆
Понравился материал? Погружайтесь глубже в историю вместе с нами! Присоединяйтесь к нашему историческому паблику "Цивилизация" – вашему проводнику в мир прошлого...
3 минуты
14 июля