72 подписчика
Книжный фестиваль "Красная площадь" закончился уже давно, но я только сейчас собралась написать про последнее мероприятие, которое оказалось самым любопытным. Это была лекция экскурсовода и блогера Анастасии Мищенко "Косметичка XIX - начала XX века".
Да, большая часть информации была не новостью, всё-таки Брокар и Ралле для меня звучат так же знакомо, как какие-нибудь Нивея и Чистая линия))) Но особенно любопытным мне показался не рассказ про марки и косметические средства, а то что многие способы продвижения брендов из прошлого оказались очень даже современными!
💄 Нативная реклама и реклама от звёзд. Сейчас многие блогеры дзена делают зарядку с фитнес-платформой и стирают вещи чудо-средством. Журналы XIX века точно так же содержали не только прямые рекланые объявления, а и "рассказы" довольных пользователей о чудесных косметических средствах. А Товарищество Остроумова пошло дальше и издало отдельные альбомы с фотографиями популярных артисток и их собственноручными отзывами на продукцию.
📒 Создание брендбуков. Красивые брошюры с фотографиями продукции и описанием компании отнюдь не новая идея. В 1914 году к 50-летию фирмы Брокара был выпущен красочный альбом, содержащий историю компании и изображения популярных средств.
🧼 Демпинг цены. Дёшево и сердито - простые товары массового потребления существуют и сейчас в виде марок "Красная цена", "Каждый день" и т.д. Фирма Брокара производила мыло "Народное", которое стоило 1 копейку и было доступно даже крестьянам. Позже начали производство "Народных" помады и пудры, а набор из трех предметов стоил 3 копейки. Бизнес на бедных, а не на богатых до сих пор работающая стратегия.
🛍 Оригинальная упаковка. Здесь комментарии излишни, упаковка - это лицо товара. Слава предприятия Брокара началась именно с красивого формованного детского мыла в виде разных букв, фигур и зверушек. А на упаковках мыла для взрослых печатали схемы для вышивок и текст басен Крылова.
👝 Наборы. Их сейчас создают многие бренды, особенно часто в форме адвент-календарей к новому году либо просто в виде набора небольших форматов, позволяя попробовать много разных средств по доступной цене. Брокар запустил продажи фирменных наборов в честь открытия второго магазина в Москве. 10 средств в подарочной коробке всего за 1 рубль. Толпу перед магазином пришлось контролировать полиции.
Конечно, были и экзотичные способы продвижения. Например, устройство фонтана из одеколона на Промышленно-художественной выставке или перелив французских духов в собственные флаконы. (Это делалось при свидетелях и нотариусе, который составлял соответстующий документ. Затем флакон продавлся, а если покупатель приходил с жалобой: "Ваши духи - ерунда, вот французсие действительно качественные!" - то ему показывался документ от нотариуса.) Но в целом можно точно сказать: люди меняются мало и мы до сих пор ловимся на те же маркетинговые крючки, что и наши прапрабабушки))
На фото: 1) нативная реклама от Брокара, 2) страница из альбома "Наши артистки" Остроумова, 3) коробка с набором средств от Брокара.
А еще у меня получилось подержать в руках настоящие старинные баночки: фарфоровая от помады Брокара, где на донышке напечатаны медали фирмы (фото 4 и 5), и жестяную от зубного порошка, которая уже относится к периоду нэпа (фото 6).
2 минуты
11 июля