Найти в Дзене
15,5 тыс подписчиков

Премьера «Эрнани» — новое оперное название в уникальной коллекции шедевров Верди в Мариинском


4, 5 и 6 июля на новой сцене Мариинского театра состоится крупная и ожидаемая премьера XXXIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» — опера «Эрнани» Верди в постановке знаменитого болгарского режиссера Орлина Анастасова. Художник по декорациям и костюмам — Денис Иванов, хореограф — Юлия Смирнова, хормейстер — Константин Рылов, ответственный концертмейстер — Юрий Кокко. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.

Мариинский театр по праву называют домом Верди. Сегодня в уникальную репертуарную коллекцию театра входят четырнадцать опер композитора. Совсем скоро собрание пополнится еще одной крупной жемчужиной, пятнадцатым названием — романтической драмой «Эрнани».

«Эрнани» — одна из ранних опер Верди. Молодой композитор, чей успех после «Набукко» (1842) и «Ломбардцев» (1843) неуклонно рос, получал заказы на оперы из самых крупных итальянских театров. Сюжетной основой для своего пятого сочинения в этом жанре Верди выбрал «Эрнани» Гюго. Впервые композитор принимал активное участие в создании либретто, работая совместно с Франческо Марией Пьяве — своим будущим постоянным соавтором. Создавая «Эрнани», композитор стремился применить принципы драматического театра в музыкальном жанре.

Мировая премьера «Эрнани» прошла на сцене венецианского театра Ла Фениче 9 марта 1844 года. Сочинение имело большой успех — его популярность росла с каждым представлением. Вскоре опера начала торжественное шествие по сценам Италии, охватив театры четырнадцать городов страны, а затем и по всему миру. Уже через два года после мировой премьеры — 18 сентября 1846 года — премьера «Эрнани» состоялась в Петербурге, на сцене Большого Каменного театра, силами Императорской итальянской оперной труппы. Опера закрепилась в репертуаре и исполнялась на этой сцене более тридцати лет, в спектаклях принимали участие и итальянские, и русские артисты.

Зрелые оперы Верди постепенно оттеняли «Эрнани», однако сочинение не кануло в Лету: избранные номера продолжали звучать в концертных программах по всему миру. Мариинский театр вновь обратился к этому произведению целиком в декабре 2024 года, представив камерную версию сочинения в сопровождении фортепиано. Сегодня этот драматически насыщенный сюжет обретает полнозвучие на новой сцене — в постановке прославленного баса, режиссера Орлина Анастасова. Как и когда-то композитор, принимавший самое активное участие во всех этапах создания спектакля — вплоть до занятий с певцами и рекомендаций художникам-декораторам, — Орлин Анастасов не только выступает режиссером, но и щедро делится с исполнителями своим колоссальным певческим опытом, знакомя с новым материалом.

«Выбор „Эрнани“ для постановки на мариинской сцене был естественным, потому что в репертуаре осталось не так уж много неохваченных опер Верди. Эту оперу я знаю очень хорошо: я много ее пел, я ее ставил. Когда я предложил ее маэстро Валерию Гергиеву, он сразу откликнулся, потому что петербургская публика будет рада услышать что-то другое, что-то новое. Я хотел сделать то, чего здесь раньше не было, и, мне кажется, у меня получилось», — говорит Орлин Анастасов.

Одним из главных творческих методов режиссера является скрупулезное изучение партитуры и либретто и чтение «между строк, между слов, между нот»: ориентация на эпоху создания сочинения и манеру композитора, сопоставление особенностей разных партий в одном музыкальном фрагменте — это и многое другое позволяет создать целостный облик спектакля. Еще одна важная черта режиссерской деятельности Орлина Анастасова — особое внимание к певцам и их индивидуальным особенностям.

В этом спектакле реализованы мощные технические возможности Мариинского-2. Будет установлен впечатляющий поворотный механизм: сцена вращается, цвета и картины меняются.
Премьера «Эрнани» — новое оперное название в уникальной коллекции шедевров Верди в Мариинском  4, 5 и 6 июля на новой сцене Мариинского театра состоится крупная и ожидаемая премьера XXXIII...
01:26
3 минуты
183 читали