Найти в Дзене

От «Мураново» скоренько добрались до усадьбы «Абрамцево» и тоже пошли гулять вокруг, снова размышляя, о чем думали все те же Гоголь и Тютчев (в 19 веке тоже люди руками по карте в районе северо-востока от Москвы водили и решали, а почему бы и не побывать, рядом же), а еще Тургенев и прочие видные представители литературы, когда тут подолгу жили. Гостили они в усадьбе, которая всегда была центром русской культурной жизни, во время «литературного периода», когда ей владел С. Аксаков и начал здесь писать в возрасте 56 лет («Аленький цветочек» в том числе). После смерти хозяина усадьба пришла в запустение, пока ее не купил Савва Мамонтов, и не начался ее «художественный период», когда здесь жила и творила вся Третьяковская галерея — Поленов, Суриков, Васнецов, Серов, Репин, Нестеров, Левитан, Врубель, который, кстати, в усадьбе встретился со своей женой «Царевной-Лебедь», певицей «Частной оперы Мамонтова» (именно в этой опере прославился Ф.И. Шаляпин).

В усадьбе сохранилась «скамья Врубеля», созданная по его эскизам, баня-теремок, которая получилась такой красивой, что не использовалась по назначению, а стала флигелем, в котором любил жить Валентин Серов, пока писал свою «Девочку с персиками» с дочки Мамонтова Веры. А ее брат Андрей не кто иной, как Алеша Попович на картине Васнецова «Три богатыря». Васнецов, кроме картин («Аленушка» тоже недалеко от «Абрамцево» написана с местной крестьянки), еще и «Избушку на курьих ножках» построил для развлечения абрамцевских детей, которая до сих пор сохранилась (она в таком виде ушла во все сказочные иллюстрации — с летучей мышью и головой лошади).
Если пойти вниз от усадьбы через лес, то попадаешь к нижнему пруду и речке Воре, где маленькие островки соединены между собой деревянными мостиками (мостики и водоем тоже отметились на картинах: Репин "Летний пейзаж, Поленов, "На лодке. Усадьба Абрамцево").
Творческие хозяева и гости усадьбы не только каждый сам по себе что-то творили, но и вместе. На территории усадьбы находится Церковь Спаса Нерукотворного, которую проектировал Васнецов, Врубель строил для неё камин, Савва Мамонтов резал интерьеры по камню, а Васнецов, Поленов и Репин писали иконы.
Рядом с церковью фамильное захоронение, где похоронены сам Мамонтов, его жена и дочка Вера.
Про Веру у меня был серьезный вопрос все время, пока гуляли, - где она взяла персики среди этого леса. Все просто, промышленник/предприниматель/меценат Савва Мамонтов помимо строительства Ярославской железной дороги, изучал технику классического пения в театре Ла Скала, учился живописи, играл на драматической сцене, делал керамику и майолику (особенно активно после того как разорился по вине недобросовестных партнеров), но и выращивал те самые персики, сливы, раннюю землянику и прочие цветы-овощи в абрамцевских оранжереях, которые разобрали в 1920 году.
Больше всего в заблуждение вводит здание усадьбы. Ожидаешь, что, если «владелец заводов, газет, пароходов», вокруг которого сплошь и рядом гении, то дом должен быть статусный. И на территории даже такой есть - светлый с колоннами, но он был построен значительно позже (во время войны в нем был госпиталь), настоящая усадьба очень даже скромная - ничем не примечательное дворянское гнездо того времени.
Всю историю вокруг, которую видел почти 300-летний чешуйчатый дуб, растущий рядом с новым усадебным домом, сделала не архитектура, а жившие там люди.
2 минуты